Прометей

Великий Путник

  Образ Иисуса Христа в Агни-Йоге и письмах Елены Ивановны Рерих.

 
 Н.К.Рерих. И мы видим ( И узрим) из серии Санкта. 1922.
 
Новая Эпоха блеснёт новым осознанием УЧЕНИЯ ХРИСТА". 
"Истинно,если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца своего омыл бы Ему ноги."
  Свами Вивекананда.
"Подвиг должен быть явлен и освобожден от пыли предрассудков. Разве можно приличному человеку заниматься подвигом? У него не хватает места на груди уместить все людские награды. Он не знает, как вместить все дедушкины обычаи. Но обычай делает обычным. Потому Прошу взглянуть на небо как бы в первый раз. Прошу ужаснуться сору городов как бы в первый раз. Прошу помыслить о Христе и Будде как бы в первый раз. Прошу посмотреть на себя как бы в первый раз.
Прошу представить Новый Мир как бы в первый раз"…
Озарение, IV-8.  
"Не так учили Великие Учителя.
Не так жили Великие Учителя.
Не так шли Великие Учителя.
Истинно, не так, как утверждают люди."
Мир Огненный. Ч.3. §200

Согласно Учению, многие страницы жизни Иисуса Христа не нашли своего отражения на страницах канонических Евангелий. Даже обнаруженные апокрифы не содержат в себе полного описания жизни Спасителя. Некоторые совершенно неизвестные эпизоды из судьбы Иисуса Христа были приведены Е.И.Рерих в книге "Криптограммы Востока", другие содержатся в ее записях, частично опубликованных в книге "У Порога Нового Мира". В частности, выражение Христа в "Криптограммах Востока" (Легенда о Люцифере): "Могу переночевать на прекрасной Земле, чтобы продолжить путь дальше" иллюстрирует одно из Его имен - Великий Путник.
Как писать жизнь Христа? Разноцветными кристаллами и сиянием цветов. Думы Его останутся белыми страницами. Между ними блеснут молнии Его неожиданных появлений и гром Его редких слов. О тридцати годах надо сказать больше, нежели о трех годах Служения. Тридцать лет ходил Он, повторяя, чтобы отдать тем, кто не примет. Учение Будды, Зороастра и старые Сказания Вед узнавал Он на скрещениях путей. Увидя чистые глаза, Он спрашивал: "Что знаете о Боге?". Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить. Когда ему говорили о знаках звезд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. Не тем живут люди. Как могу прекратить губительную бурю? Как могу открыть Небо людям? Почему они оторваны от Бытия Вечного, которому они принадлежат?... Учение Его устремляло людей к возможностям Духа. Потому Волхвов не было около Него, но лишь по звездным знакам знали о Нем. Мы знали многое, Он же мог все. Послужить Его учению решили Мы тогда. Так начнем Описание Его Жизни, чтобы неизвращенное слово было записано на Земле. *
   
  Надземное.159. Урусвати может передать черты Великого Путника художнику, склонному к изображению человеческих ликов, хотя бы в общих чертах можно запечатлеть Изображение. Напомним еще раз Его черты: волосы светло-русые и, действительно, довольно длинные, концы из немного темнее, слегка волнистые мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин, брови несколько темнее волос, но невелики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым. Так и каждый обращающийся к Учителю должен преисполниться любовью. Почитание и уважение без любви не могут быть действительными. Некоторые думают, что любовь может унижать почитание. В этом заблуждении заключено непонимание высшего чувства. Лишь тот ученик, кто любит Учителя. Каждое обращение имеет основой любовь или страх, но страх не уместен там, где стремятся к Свету.
Надземное. 146. Урусвати имеет записи о некоторых днях Великого Путника. Она сохранила в памяти Облик Его. Великий Путник избрал стремительный подвиг и поразительное завершение. Почитая Его, люди мало ценят, что Он обращался к народу и положил основание переоценке женщины. Во всех древних апокрифах находим отдельные черты, сохранённые верными почитателями. Было бы ошибкой отвергать так называемые апокрифы. Кто может утверждать, что они ложны? Они могут быть отрывочны и разновременны, но основаны они на преданиях дружественных. Это качество тоже мало оценивается. Казалось бы, недоброжелатели должны наклеветать, но прекрасный облик Великого Путника остался светлым. Все заблуждения последователей не коснулись Путника Великого. Так мы можем приближаться к высшим Обликам, и никому не запрещается подражать Им достойно.
Надо отметить, что главное Учение было дано Им в тонком теле, и такое завершение вполне соответствовало блестящему заявлению Истины. Мудро дал Он простое слово народу об основах жизни. Лишь малому числу можно было доверить Тонкого Мира поучения, ибо по обычаю Учение давалось устно. И в апокрифах не отразились последние наставления, они касались силы мысли и не могли быть поняты народом. Учитель знает, что по неразумию может быть обращено во вред.
Проявление в тонком теле составило заключительную часть подвига. Без всякого отдыха было продолжено Учение. В малых намёках можно видеть, что даже истинные ученики трепетали от такого мощного явления. В одном из апокрифов упоминается об упавших мёртвыми или замертво, то и другое могло произойти. Но главное явление имело поразительное следствие. Учение осталось, и никакие извращения не могли затемнить его.

Не беда, что люди нагромоздили около Прекрасного Облика свои неуклюжие приношения. Существующие Изображения не походят на самого Великого Путника. Спросят — почему же не выправлено Его Изображение? Но почти все изображения не отвечают сходству. Наиболее сокровенные Изображения не выдаются широко. Существует и причина тому, люди обычно предпочитают Облик, сложенный ими самими. Также люди не признали бы и обстановку жизни Великого Путника. Не поверили бы, что он трудился усиленно и знал не одно мастерство. В Его стране можно найти гончарные изделия Его рук. Они являются целительными талисманами. Но кто знает о таких добрых знаках? По пути Великого Путника много добрых знаков.
Надземное.147. Урусвати помнит поразительные черты Великого Путника: глаза, лоб и светлые русые волосы. Так необычны были эти черты среди местного населения, что они порождали и нелепые россказни. Но нужно помнить, что люди всё поразительное пытаются извратить в
   
Н.К.Рерих.Матерь Турфана.1924
   
нелепость. Мало знает история о Матери Великого Путника, которая была не менее великой, нежели ее Сын. Матерь была из великого рода и собрала в себе утонченность и возвышенность духа. Она прибегла к первому пути, чтобы обезопасить ребенка. Она заложила в Сына первые высшие думы и всегда была оплотом подвига. Она знала несколько наречий и тем облегчила путь Сыну. Она не только не препятствовала хождениям дальним, но  собирала все нужное  для облегчения странствий. Она пела колыбельную песнь, в которой провидела все чудесное будущее.  Она обращала внимание на народ и знала, что он может сохранить сокровище Учения. Она поняла величие завершения и ободряла даже мужей, впавших в малодушие и отречение. Она была готова пережить тот же подвиг, и Ей Сын поведал решение свое, укрепленное Заветами Учителей. Именно Матерь знала о тайне хождений. Не нужно признавать местные обычаи, чтобы понять основание жизни великой Матери. Не обычаи, но утверждение будущего вело волю Матери. О ней, поистине, мало известно, но говоря о Великом Путнике, прежде всего, следует сказать о Той, которая незримо вела Его по высотам.
Надземное.149. Урусвати помнит  Великого Путника. Среди пустыни Аравийской Он был в одиночестве, но в шатре Шейха нашёл друзей и пособников. Часто Он оставался один. Не следует думать, что странствие Его протекало всегда в богатых караванах. Также не забудем, что, облёкшись в земную оболочку, каждый становится в условия плотного мира. Такое обстоятельство обычно упускается из виду и предполагается, что Наши Братья, идущие в мир, будут в каких-то неестественных условиях. Естество есть законом ограниченное состояние. Каждый из Нас знает это и сознательно избирает путь.
Не невозможно, что Путник встретит и тёмных на пути. Не думайте, что сказанное о встрече Великого Путника с князем тьмы есть вымысел или символ. Урусвати может подтвердить, как она видела не однажды разных тёмных сущностей до иерофанта зла включительно. Казалось бы, в чём же разница таких нападений от обычных натисков тьмы? — Разница велика, ибо Наши Братья не страшатся этих нападений и тем не могут быть повреждены. Так Великий Путник видел нередко ужасные облики, но не убоялся.
Многие не поймут, почему такой Великий Дух должен видеть несовершенных тёмных сущностей. Но сила магнита влечёт и тёмных. Они мечтают хотя бы чем-нибудь смутить и повредить. Даже малейшее сомнение не позволит ходить по воде и по огню или подниматься на воздух. Упоминаю это, ибо Великий Путник мог успешно и ходить по воде, и подниматься на воздух. Главное условие было в том, что в Нём не было никакого сомнения.
Твёрдо Он шёл, ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг, но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления. Такое неуклонное движение не поддерживалось никем из окружающих, кроме Матери. Но Её водительство заменяло Путнику все трудные страдания. Нужно запомнить эти черты жизни Великого Путника, чтобы проникнуться величием Его подвига.
Надземное.150. Урусвати знает, что Великий Путник направлял сознание человеческое к Наивысшему. Он понимал, как люди ещё не могли мыслить срединным путём. Так, даже если человек пытался произнести Несказуемое, и тогда Великий предоставлял лучше обращаться к Наивысшему, нежели понизить мышление. Нужно понять, как Великий учил народ молиться в сердце, на горе, среди горнего вдохновения.



А.Иванов. Явление Христа народу.


 Невозможно обнять всю глубину проповеди Великого, ибо в самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно ценность Его подвига была в простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но красота была в том, что Высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро — такова деятельность Великого Путника. 
И в тонком мире влияние Его велико, и любит Он опускаться в низшие слои, чтобы прана Его ауры очищала темные сферы. Не думайте, что Ему, даже Ему, легки были такие нисхождения. Тем более может служить примером Его целительное прикасание к язвам страданий.
У Нас принято посещать низшие сферы тонкого мира. Уявление сердца может спасти множества.
Надземное.151. Урусвати знает, что каждый Великий Учитель близок врачеванию и искусству. Также Великий Путник особенно выделялся этими качествами. Лишь в некоторых апокрифах можно найти отрывочные указания на советы о врачевании. Не следует думать, что несколько перечисленных чудес уже исчерпывали всю действительность. Множество врачебных целений совершалось. Они распадались на два вида — люди, приходившие за исцелением, или Великий Сам прикасался там, где Он видел зачаток болезни. Нередко человек не знал, почему к нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью Великого Духа, который подобно неутомимому сеятелю раздавал зёрна добра.
Также не часто можно найти в апокрифах слова о красоте, но всё-таки они произносились. Учитель обращал внимание на прекрасные цветы и на сияние солнца. Также Учитель поощрял хоровое пение, ибо оно сильнейшее средство для вибраций гармонии. Но Учитель не настаивал на этой прилагательной стороне музыки и пения. Он лишь звал к радости и вдохновению.
Среди учеников и последователей было много горя и житейских бедствий, Учитель помогал, прежде всего, поднятием духа. Лишь когда равновесие устанавливалось, Он начинал обсуждать положение. При этом Он никогда не осуждал прошлое, но устремлял к будущему. Учитель ясно видел будущее, но выдавал его лишь по сознанию. Учитель находил суровые слова там, где сознание было мертво, — так Врач и Творец совершал Свой Путь.
Надземное.152. Урусвати слышала величественную музыку сфер и также скрежет хаоса. Из этого смятения и воплей Великие Учителя образуют гармоничную симфонию.Только тот, кто слышал обе крайности, может судить о протяжении такой эволюции. Лишь несведущие полагают, что арфы небесные звучат по первому приказу. Но от бездны хаоса до гармонии Небес — путь труден. Потому-то Великие Учителя будут и Великими Тружениками.
Люди хотят видеть Учителей в своём одеянии. Если Учитель в какой-то мере отличается от самовольного представления, то немалое сомнение возникает. Требующий не подумает, что его запрос основан на невежестве и не может вообразить, что измышленный им облик будет пошлым. Вообще, в большинстве случаев, Изображение Великих Учителей представляет безвкусие. Люди хотят, чтобы Учитель и внешне отличался от присутствующих. В таком случае присутствующие не распознали бы Великого Путника.
Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением.
А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял слишком большое внимание незначительному человеку. Между тем прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но Учение было охранено именно женщинами. Также осуждали присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришёл к людям, а не для одной секты.
   
Н.К.Рерих "Сошествие во ад". 1933.
 
 
Упоминаю о таких осуждениях, ибо они сделали Облик Великого Путника ещё человечнее. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг Его утерял бы своё величие. Никто не думал, какие страдания причиняли Ему соприкасания с разными беспорядочными излучениями.
Мысль о подвиге не покидала Великого Путника. Осуждение, слышанное Им, тоже привходило в несение подвига. Так проходил свой стремительный путь Великий Учитель. Мы любим вспоминать такие примеры.

Надземное.153. Урусвати знает из апокрифов, что люди хотели сделать из Великого Путника народного героя. Такие желания нередко высказывались по отношению Великих Учителей. Происходило печальное недоразумение. Конечно, Великий Учитель и есть герой и вождь, но многие сознания не могут вместить истинное значение этих понятий, — так свиваются терновые венцы.
Урусвати слышала Голос Великого Путника, но мог ли он принадлежать водителю толп? Именно толпы своими криками ввели Путника под особые страдания. Толпы, те же самые толпы кричали о царстве, и они же торопили казнь. Так они своеобразно способствовали исполнению пророчеств.
Невозможно представить, какая карма ложилась на множество безумцев! Могут теперь многие помнить события, которые легли на плечи многих поколений. Это не наказание, но следствие безумия свободной воли. Когда Советую очень воздерживаться от неразумных слов и мыслей, тем самым Прошу подумать о будущем.
Учитель мог пройти путь подвига и без рычаний толп, но именно даже исцелённые Им наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно называть многими именами, но всё-таки оно останется свободной волей. Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным сокровищем! До сих пор Мы храним в Наших тайниках многие предметы, связанные с жизнью Великого Путника. Можно удивиться, насколько излучения Его сохраняются в течение многих веков. Такое мерило есть самый верный показатель количества всеначальной энергии. Именно, не тогда, когда рука или дыхание намеренно посылают силу, но когда каждое непроизвольное касание уже наслаивает неизгладимую энергию.
Так помните о необычайной всеначальной мощи Великого Путника.
Надземное.154. Урусвати знает, что Великие Учителя могут говорить с животными. Пример Великого Путника и в этом отношении поразителен. Но следует понимать разумно такое общение с животным миром. Люди могут не прибегать к животным звукам и всё-таки понимать их. Психическая энергия может непосредственно соприкасаться с такой же энергией и достигать понимания.
   
А.Иванов. Явление Христа Марии Магдалине. 1835.    
Прежде всего, необходимо отсутствие страха и гнева с обеих сторон. Также нужно преисполниться истинным доброжелательством, но нельзя солгать в таких свойствах. Многие трусы уверяют в своём мужестве, а самые злобные прикинутся добрыми, тогда нет пути. Между мирами утеряна связь самая естественная, ибо живые твари утратили обоюдное доверие. Теперь рассказывают как редкое явление, если двое животных разной породы могут жить вместе. Люди тоже приближаются к животным с сомнением. Откуда же зародится взаимопонимание?
Но если бы увидеть, как Великий Учитель обращался к животным и птицам, то можно бы убедиться в существовании живой связи между мирами. Он мог позвать птицу себе на руку и послать её в определенном направлении. Он мог утишить любое животное не окриком, но внушением спокойствия. В старых преданиях говорится о приходе больных животных к Учителю для исцеления. Можно привести много таких примеров, и Учитель имел право назвать животных меньшими братьями. Но не было никакой условной нарочитости в этих свободных общениях, не было рабства, но сотрудничество.
Надземное.155. Урусвати знает, насколько долго помнят животные излучения своего хозяина. Если это можно наблюдать в повседневности, то насколько мощно наслаивается излучение Великого Учителя! По этому можно замечать, что Учителя, с одной стороны, закладывают магниты, но с другой, Они уничтожают свои вещи, чтобы не оставлять умышленных излучений в невежественных руках.
Можно видеть в истории, как распылялись предметы, принадлежавшие Учителям. Например, картины Сен-Жермена остались в четырёх странах: во Франции, в Англии, в Германии и в Нидерландах под разными именами. Несколько осталось в семье Ван-Ло, но большинство было уничтожено автором.
Такая же судьба принадлежала предметам, бывшим около Великого Путника. Говорю о предметах, бывших около, ибо Он их своими не считал. Такой отказ от собственности выливался естественно, ибо Он шёл стремительно.
Немало было удивления среди учеников, когда Он хотел трудиться вместе с ними, чтобы пропитание давалось трудом. Именно такая основа применялась и другими Нашими Братьями. Один, бывший Императором, любил при начале трапезы сказать: «Кажется, заработал свой хлеб». Несколько самых ревностных учеников отпали именно по причине такого постоянного труда. Знаете такой пример и на севере.
Таким образом, нужно очень понять распределение магнитов, оставленных Великим Путником. Их немного, но места их замечательны. Он поручал ученикам относить такие магниты в дальние страны. Нужно вспомнить, как далеко проникали Его вестники. Люди не знали их, но всё-таки чуяли значение таких посланников и ненавидели их, как злобствуют на всё непонятное
   
Н.К.Рерих. Искушения Христа.1933.    
Надземное.156. Урусвати знает, что Великий Путник одним взглядом обращал окружающих к Наивысшему. Учитель говорил: «Братья, решительно для всего вы находите значительное время, но Наивысшему вы оставляете лишь краткие мгновения. Если бы вы отдавали Наивысшему лишь время, потраченное на трапезы, то вы уже сделались бы учителями». Так Он учил жизненно пользе обращения к Наивысшему.
Также говорил Он: «Когда обращаетесь от всего сердца, то почувствуете как бы крепкую нить, связующую с Великим Сердцем».
Также говорил: «Не тревожьте друг друга, когда видите, что кто-то углублён в молитве. Можно повредить человеку, можно разорвать его сердце неразумным вмешательством».
Также говорил: «Умейте явить чистоту и полощите рот после каждой пищи. Не опьяняйтесь, ибо в безумии человек хуже последнего животного».
Также говорил: «Не вкушайте мяса, если есть возможность к тому».

Так можно найти в апокрифах много намёков о всех сторонах жизни. Кроме уже найденных апокрифов можно открыть и ещё несколько. Не будем судить о времени записей, ибо они не однажды переписывались и переводились.
Кроме того, не забудем, что установленные писания выбраны случайно из множества имевшихся. Так следует отнестись со вниманием ко всему дошедшему из прошлых веков. Также не забудем, что в позднейшие века апокрифы не записывались, и они относились к векам не очень удалённым от событий. Не будем относиться лишь отрицательно, ибо и теперь находят отрывки древних писаний.
Надземное.157.Урусвати испытала чувство отрыва от Земли. Такое чувство и магнитное притяжение могут знать лишь испытавшие их. Они могут понять, насколько Учитель может подвергаться сильнейшим притяжениям. Он имеет право оторваться от Земли, но не делает этого. Но испытывает при этом тяжкую тоску. Нельзя словами выразить эту степень тоски. Лишь мощь сознания может вывести из таких подавляющих приступов.
Также следует отметить качество делимости духа Учителя. Знающие это качество понимают, как в такие мгновения ощущается полное отсутствие. Обычно такие мгновения очень кратки, но, при развитии делимости духа, они могут быть весьма глубоки. Можно представить, какие мгновения отсутствия испытывал Великий Путник! Это не есть потеря сознания, но именно отсутствие частичное, когда психическая энергия работает на дальних расстояниях.

Уявление Облика Великого Путника ощущалось во многих местностях одновременно. Люди совершенно отчётливо видели Его наяву и во сне.
У сердца много работы при делимости духа. Можно представить, насколько опасно нарушать покой во время таких отсутствий. Это состояние почти равняется выходу тонкого тела. Но люди не считаются с таким напряжением, и нередко происходит вред.

     
Г.Г.Гагарин. Крещение Господне. 19в.
     
Надземное.158. Урусвати знает, что есть священная боль. Современные врачи назовут эту боль невралгией, ревматизмом, нервными судорогами, воспалением нервных каналов. Много определений будет высказано, но даже земной врач усмотрит нечто особенное. Мы определяем это нечто как стук психической энергии в Беспредельности. Можно заметить, что такие боли начинаются без видимой причины и умолкают тоже без следствий. Они разновидны, и невозможно предвидеть, какой центр заболит.
Теперь можно вообразить, насколько подвержены таким напряжениям Великие Учителя! Не может быть иначе, всеначальная энергия стучится в новые сферы. Она стремится вздохнуть там, где вибрации ей отвечают. Но свободная воля Учителя привязывает явление к Земле во благо человечества.
Нужно понять, что лечение таких болей может быть лишь вибрационным. Мы посылаем токи, и нередко они доходят до очень сильных степеней. Явление таких болей немало мучило Великого Путника. Он в такие часы удалялся в пустыню, там легче было принять вибрации. Никто не предполагал, что Великий Путник может испытывать такие боли. Люди полагали, что Учитель должен быть изъят от всех земных проявлений. Сам Великий Путник не скрывал, насколько Он нуждается в сотрудничестве людей. Он постоянно повторял, что даётся по вере. Так Он учил значению всеначальной энергии.
Лишь при полном осознании энергии можно вызвать её действие. И только при добром желании она будет служить. Так можно видеть в жизни Великого Путника самые человеческие и научные утверждения.
Надземное.159. Урусвати вспомнила, как совершала плавание в лотосе. При всей хрупкости такой ладьи она не ощущала никакого страха. Это символ бесстрашия при устремлении к Учителю. Лишь любовь может создать такое бесстрашие. Очень нужно развивать в себе такую пламенную любовь. Даже здоровье укрепится при таком высшем чувстве. Невозможно без нити любви противостоять всем натискам хаоса.
Вспоминая Лик Учителя, можно проникнуться любовью. При этом нужно помнить, что не может быть исключительной любви среди Братства Великих Учителей. Ученик будет иметь своего Учителя, но он будет относиться с любовью и к другим Учителям. Именно избранный Учитель будет ближайшим, но, узнавая подвиги других Учителей, чувство любви будет искренним
   
Н.К.Рерих. Знаки Христа. 1924.    
Надземное.160.Урусвати знает, что Великий Путник имел обычай на песке чертить различные знаки, потом сметал их. Ученики спрашивали — отчего Учитель не писал те же знаки на чём-то постоянном? Но Учитель начертил знаки на воздухе и сказал: «Вот наиболее постоянный явленный устав. Ничто не изгладит эти начертания». Так Учитель разъяснял силу мысли.
Некоторые утверждали, что знаки пространственные сияли, как молнии. Учитель не отрицал возможность такого сияния и говорил: «Будет время, и люди познают, как передавать начертания свои на дальние расстояния». Ученики не могли понять, о чём им сказано.
Ещё говорил Учитель: «Уберегитесь от дурных мыслей. Они обратятся на вас и осядут на плечи ваши, как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертный».
Ещё говорил: «Мы расстаёмся здесь, но можем встретиться в облачениях света. Не будем заботиться о базарах, ибо в царстве Света одежды выдаются по желанию. Не будем печаловаться, когда нас ждут с радостью лучшие друзья».
Ещё говорил: «Не будем жалеть о том, что изнашивается быстро, ибо нам уже готовы одежды прочные».
Ещё говорил: «Вы привыкли бояться смерти, ибо вам не говорили о переходе в Мир лучший».
Ещё говорил: «Нужно понять, что добрые друзья и там будут трудиться вместе».
Так постоянно Великий Путник учил вечности и силе мысли. Но такие Заветы были поняты лишь немногими. Даже невозможно представить, как мало было число запомнивших слова Учителя! Между тем Он умел говорить кратко и просто.
У Нас особенно ценят уменье сказать кратко. В пространстве такие иероглифы высекают очень чёткие знаки.

   
М.В.Нестеров. Моление о Чаше.    
Надземное.161. Урусвати знает, как нередко Великий Путник был тревожим силами тьмы. Даже в Писании было отмечено такое утеснение. Можно спросить — каким образом могли запечатлеться в Писании случаи, которые происходили без свидетелей? Сам Великий Путник должен был поведать об этом — так и было. Учитель не скрывал борьбы, происшедшей около Него. На собственном примере Он приготовлял учеников к постоянной битве. Он говорил: «Каждый человек беспрестанно находится в трёх битвах». Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трёх битвах одновременно.
Первая будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновениях этих начал.
Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощёнными сущностями добра и зла. Так человек становится добычею одних или других. Невозможно представить себе ярость тёмных, пытающихся овладеть человеком.
Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о Невидимых Мирах. Нужно привыкать к таким мыслям. Только они сделают человека сознательным участником сил беспредельных.
Помыслите о своём постоянном предстоянии перед ликом Беспредельности. Самые высшие слова не выражают Всевышнее. И лишь краткие мгновения сердце может затрепетать восторгом познания. Умейте запомнить такие мгновения, ибо они будут ключом к будущему.
Невозможно принять наполнение всех бесчисленных миров, но к тому направляет Учитель. Сумейте почтить Его доверием, без этого моста не пройти.
Надземное.162. Урусвати знает, что Великий Путник имел общение не только с бедными, но и с богатыми. Можно видеть, что Он не всем богатым указывал раздачу имущества. Не было ли в этом противоречия? Не было. Учитель указывал отказ от богатства там, где Он видел ложное отношение к земным сокровищам.
Он говорил человеку о необходимости освободиться от богатства, когда видел, что сокровища являлись тяжким жёрновом на шее слабого духом. Так и должно понимать отношение Учителя к земным сокровищам. Он не отрицал их, ибо нельзя считать несуществующим то, что есть на Земле. Но необходимо найти разумное отношение ко всему сущему.
Учитель вовсе не желал видеть всех в одинаковой нищете. Учитель, наоборот, посылал советы, что даже при малом достатке можно иметь чистую радость без зависти к соседу.
Учитель мог побыть с бедными и богатыми, и везде Он был одинаково добр и полон желания помочь. Ведь богатые иногда больше нуждаются в помощи.
Также Учитель стремился помочь, когда видел совершающуюся несправедливость. Учитель понимал, как обратить гонимых в героев. Учитель понимал, что каждое Его благодеяние будет осуждено, и Сам не заботился о признательности, но в советах своих Он не забывал указать на великую силу признательности. Так вспомним чудесную жизнь, которая напитала множество сердец.
   
С.Н.Рерих. Пиета. 1960.    
Надземное.163. Урусвати знает, что лучшие поучения Великого Путника и поразительные исцеления остались незапечатлёнными. Кроме обращения к народу и к ученикам, Он имел много собеседований наедине. Кто же мог записать такие замечательные поучения?
О смене жизней Учитель не говорил народу, ибо в Его стране эта истина не была бы понята. Даже из учеников немногие усваивали вполне перевоплощение. Перевоплощение было известно некоторым сектам, и, так же как и теперь, оно отрицалось многими. Именно так же как и теперь, смена жизней вызывала ожесточённые споры.
Учитель любил говорить о предметах спорных наедине, ибо тогда Он мог сообщать по уровню сознания. Много было таких одиночных бесед. Иногда они касались начальных предметов, но бывали и собеседования с весьма образованными философами. Одни приходили боязливо в ночную пору, но другие решались приближаться и днём. Великое терпение Он проявлял ко всем. Можно себе представить, как было заполнено время Его в течение краткого подвига. Ученики часто недоумевали — когда имел Он время для сна?
Также многие замечательные исцеления происходили незаметно. Люди замечали исцеления безумия, паралича, слепоты и глухоты. Такие исцеления своею очевидностью поражали толпу. Действительно, когда немые заговорили и прокажённый очистился, толпа была потрясена. Но с научной точки зрения, иные чудеса были ещё замечательнее. Учитель силою воли останавливал внутренние разрушительные процессы. Толпа и даже близкие не могли оценить такое мощное воздействие. Оно заставляло двигаться не только омертвелые мускулы, но могло заживлять поражённые ткани. Проявлялась такая сила мысли, о которой человек мог лишь мечтать.
   
Н.К.Рерих. Христос. 1933-1935.
   
Это воздействие уже невозможно называть внушением. Оно должно было бы уже называться победою над плотью. И теперь, когда люди начали изучать силу мысли, они должны вспомнить о бывших замечательных победах мысли. В основе пусть будет соизмеримость, тогда энергия устремится по кратчайшему пути.
Надземное.164. Урусвати знает, какие космические условия сопровождали переход Великого Путника в Тонкий Мир. Но кроме замеченных потрясений были и многие другие. Удивительно ли, что событие земное соединилось с космическим? Нет, наоборот, люди должны примечать, что все события связаны. Необходимо, наконец, признать единство Космоса.
Многие явления сопровождают каждую ступень эволюции. Но люди в такие торжественные дни становятся особенно упрямыми. Они напоминают путников, которые, прибыв к месту назначения, отказываются выйти из повозки. Совершенно так же и во время совершения подвига Великого Путника люди не желали выйти из повозки, не хотели видеть поражающего явления перед ними.
Творилась небывалая несправедливость, и никто не поспешил указать окружающим на ужас происходящего. Сам Великий Учитель имел мудрость Перикла, чтобы не ожидать от толпы справедливости. Он, столько давший, чуял, что соизмеримость уже нарушена. Он лишь предупреждал, чтобы люди не перегрузили свою карму. Так Учитель знал, что путь неизбежен, и перенёс учительство уже на явления из Тонкого Мира. Но именно эти поучения остались нигде не записанными. Так появился ещё один пример несправедливости.
В записях можно найти только самые краткие намёки на посещения Учителя из Тонкого Мира. Но даже преданные ученики не нашли возможности указать, что самые великие Откровения были даны Учителем уже в тонком теле. Между тем такое указание было бы чрезвычайно важным для всего Мира. Учитель не настаивал, ибо видел, что пространство лучше сохранит Его Заветы.
Также и теперь Мы предупреждаем о космических напряжениях, но мало кто слушает. Мы указываем на необычные явления, но люди считают их случайностями. Так происходит пример несоизмеримости.
Надземное. 173.Урусвати знает, как люди не умеют ждать деятельно. Великий Путник учил ждать бездумно, так, чтобы ожидание наполняло все существо. При такой мере не может быть ожидание ограничено думой. Человек слишком хорошо знает, что он хочет, к чему он стремится и с чем срослось его сознание. Из этого источника черпал Великий Путник свою несломимость.
Он знал не рассудком, но сердцем, как трудно дать людям новое сознание. В пределах рассудка можно признать многое легко, но сердце научит, насколько люди будут цепляться за ветхое сознание. Сказано, что нужно давать по сознанию. Но как же поступать, если вместо сознания обнаружится шаткий, мохнатый клубок ветоши? Учитель должен твердить трюизмы, в этом наибольшая трагедия Учителя во всех веках. Только сознание, закаленное многими жизнями, пройдет через всякие выбоины человеческих тропинок.
Тяжка задача Учителя и тем более тяжка, что Иерархия толкуется большинством превратно. Все это знал Великий Путник и спешил к совершению подвига. Один подвиг совершался в течение века, другой – в течение нескольких лет. На каких весах можно взвешивать такие Служения?
Деяния Истины невесомы мерами земными. Но велика радость, что такие деяния произошли. Они научают человечество устремлению к обновлению сознания во всех веках.
   
И.Н.Крамской. Христос в пустыне.    
Надземное.176. Урусвати знает, насколько неожиданно складывается мозаика жизни, но такая нежданность лишь от земного плана. Часто человек говорит или пишет с одним намерением, но от Высших Сил он бывает направляем с совершенно иной целью. Человек думает, что он достиг успеха в желанном ему направлении, но на самом деле он получил удачу гораздо большую в нежданной для него области. Он пишет определенному лицу, но следствие получается с нежданной стороны.
Нередко Мы учитываем многообразные следствия от одного действия. Если бы Мы перечислили все последствия, человек может смутиться. Он попытается сузить и тем ослабит свою психическую энергию. Только с расширением сознания можно получить широту кругозора.
Великий Путник учил о расширении сознания. Он повторял: «Откройте глаза и уши». Не только к своим поучениям Он предлагал открыть уши, конечно, Он указывал, сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть веревку в игольное ушко. Большое послание не вмещается в малое ухо.
Можно представить себе, какое множество Его поучений не вошло в уши слушателей! Многое запомнилось лишь отрывочно. Связь утратилась, и тем утерялся первоначальный смысл. Не скажу, чтобы смысл сделался превратным, но стиралась красота слова. Так многие Великие Учителя претерпевали искажение Их мыслей.
В пространственных скрижалях лучше сохранились мысли Учителей. Как благодатная роса они нисходят к тем, кто может принять их. Зная это, Учителя не огорчаются земными искажениями. Сужденное дойдет, и открытое сердце воспримет.
Человеческие мысли тоже растут в пространстве. Каждая героическая, самоотверженная мысль есть уже как зерно будущего мира. Не только Великие Учителя, но и каждый мыслитель в Космосе может быть строителем добрым.
Люди не желают погружаться в мышление о дальних мирах. Между тем, именно эти мысли будут хорошим очистителем сознания. На пространственных путях не будет зависти, злобы и грубости.
     
И.Н. Крамской. Христос в терновом венце.
     
Великий Учитель часто обращал взор учеников к светилам: «Много домов, и везде жизнь». Он хотел, чтобы ученики полюбили Беспредельность.
Все Наши Сестры и Братья любят беседовать с дальними мирами. Когда сестра Урусвати обращает глаза к сияющей планете, она вспоминает о своем полете, она радуется дальним мирам.
Надземное.177. Урусвати знает, что не всегда могут состояться феноменальные действия. Кроме космических причин и вторжения отрицательных сил Тонкого Мира могут быть воздействия так называемого неверия. Трудно провести границу между неверием и сомнением, обе ехидны из одного гнезда.
Великий Путник часто учил, что дается по вере. Не забудем, что Христос не мог творить чудес по причине неверия, об этом можно найти некоторые упоминания. Теперь ученые заменили бы слово «неверие» отрицанием авторитета. Безразлично, какие выражения будут употребляться, но смысл один. Перерыв тока энергии нарушает даже самые мощные посылки.
Можно наблюдать это физическое явление, начиная от самых обиходных положений. Когда Мы предупреждаем против сомнения, Мы говорим о физическом законе. Люди могут отринуть самую сильную помощь, ибо свободная воля может уничтожить наиболее здоровые обстоятельства. Человек сердится и отталкивает Руку, удерживающую его от падения. Учитель должен предостеречь от вреда сомнения.
Можно напомнить, как ученики сомневались в силе Учителя и немедленно получали удар, который назывался судьбой. Но такое определение неверно. Какая же судьба в том, что человек оборвал целительную связь!
Справедливо оценить, что Великий Путник так открыто утверждал основы веры как жизненную причину продвижения. Учитель был полон великого знания и в простых словах передавал его.
Надземное. 219. Если кто скажет – хочу лишь слушать Великого Путника, он будет ограничивать себя. Мы ценим, когда вы всем сердцем любите Великого Путника, но сердце может быть неистощимым. Но можно ли заглушать порывы сердца, когда вы слышите о трудах на благо человечества?
Полная преданность, полный подвиг наполняют дух несломимым самоотвержением. Самоотвержение есть крылья к Братству.
 
С.Н.Рерих. Господом Твоим (Се человек). 1967.
 
 
ФРАГМЕНТЫ ПИСЕМ Елены Ивановны Рерих
 
26.5.34. В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и Сам Христос действенно восставал против зла, если верить Еван­гелию. Вспомним изгнание им торгашей из Храма и все его суро­вые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать его в противоречии Самому Себе? Если прочесть, опять-таки без пре­дубеждения, слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение суровое в милосердии своем...
Словесное признание и исповедание Христа одно, но приня­тие сердцем и истинное следование Христу совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Все­мирной Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последо­ватель вступил в цепь духовной эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. На­ступил черед и христианскому миру сделать выбор своей Кармы.  
2.6.34. Не будучи пророком, можно заранее сказать, что про­свещенный пастырь не нашел бы в себе того духа истинной бла­гости и всевмещения, который сказался так ярко в словах Вивекананды: «Истинно, если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца моего омыл Ему ноги». Чуя всю красоту истинного, не ис­каженного церковностью Облика Христа, воздавая Ему дань сер­дца своего, Вивекананда не отрекся и от Великих Образов своей религии...  
...Всегда хорошо, когда люди выявляют свои истинные лики. Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо облик ис­тинного Христа — Учителя живет в душе нашей, и мы всецело примыкаем к словам Вивекананды о Нем. Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим про­звищем Антихриста всех, кто не может признать церковных огра­ничений и злотолкований Его, Христова, Учения. У нас доста­точно единомышленников есть и было даже среди духовных слу­жителей различных церквей. Время остановить нельзя, и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослу­жителей, утвердителен христианских догм, которые на соборах своих серьезно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иглы или имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения!...
Следовало бы отцам церкви припомнить завет Христа и Его любимого ученика, завет, общий всем великим духовным Учите­лям — «любите друг друга!» И все стало бы на место...
В виду переживаемого всем миром страшного духовного кри­зиса, ужасающего всерастлевающего безбожия, которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей дог­матики так же, как и падение нравственности среди церковных служителей, мы никогда не говорили, не говорим и не будем гово­рить против какой-либо религии как таковой или же против хра­мов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма. Но против нетерпимости, невежества и безнравственности мы будем протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они дол­жны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади, закованные в цепи невежества мрачного средне­вековья. Дух инквизиции еще очень силен, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то ему не мино­вать было бы, если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же слу­чае, пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.  
14.6.34. ...чтобы проникнуться истинным духом учения Хрис­та, нужно быть или восточником по рождению, или хорошо изу­чить основы тех учений, на которых построено учение Христа.
Конечно, христианство, в его современной форме, и учение самого Христа — две совершенно разные вещи.    
8.8.34. На приведенное Вами замечание одного из хулите­лей, что «в кн[игах] »Живой Этики» слишком много грозных пре­достережений и что Христос этого не делал» — можно было бы ответить, что он, видимо, не знает и не понимает Учения Хрис­та, Учения сурового в бичевании лицемерия и в устремлении к подвигу самоотверженного служения человечеству. Также мож­но было бы привести немало грозных предостережений в словах Христа. Конечно, малодушные сердца предпочитают покрывать свои самые отвратительные пороки всепрощающей улыбкой кощунственно измышленного ими Облика Христа, несправедливого и жестокого в своей безразличной, вседозволяющей и все­прощающей любви! Давно сказано, что «все воды Урдара и Урувеллы не смоют пятен от кощунственных прикосновений на Одеж­дах Христа!» Истинно, наступает время огненного очищения Ве­ликих Обликов и Заветов Их!  
23.8.34. Христос, говоря о кончине Мира, не мог иметь в виду конечное завершение эволюции нашей планеты. Ибо если эволю­ция следует естественному законному порядку развития и плане­та входит в свой седьмой круг, а ее человечество в седьмую Расу со всеми подрасами, то при завершении этой эволюции не может быть такого Страшного Суда. Ибо к этому времени человечество и планета достигнут состояния Высших Миров, где уже нет сознательно противодействующей добру силы зла.
Христос, конечно, знал о создавшейся тяжкой Карме челове­чества и планеты, знал о грозящей гибели большинства и потому Он имел в виду именно приближающееся смещение Расы, всегда сопровождающееся величайшими космическими катаклизмами, и перед которыми заблаговременно совершается великий отбор пе­ред окончательным Судом. Будучи Посвященным, Он не мог не знать, что эта катастрофа может явиться Днем Последним, в силу ужасающего падения духовности в Человечестве.   
8.9.34. Мертвая догматика убила светлое Учение Христа, по­тому церковь с такой легкостью разрушилась в нашей стране...
Потому на смену этому упадку должна прийти возрожденная церковь первых дней христианства, в свете очищенного Учения Христа. Именно, должно прийти очищение заветов Христа.   
12.9.34. ...Ах, если бы люди дали себе труд в зрелые годы дей­ствительно изучить Учение Христово, да еще на основном языке этих Евангелий, а не удовлетворялись школьными учебниками, то новый смысл слов и подлинный величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением. Именно тот Облик, которому слу­жил Преподобный Сергий, и служил подвигом всей своей жизни, потому и было у него столько врагов среди церковных служителей.
...сколько ясных указаний о законе перевоплощениям законе кармы имеется в Евангелии, именно, в словах Самого Христа! Но духовные отцы тщательно умалчивают об этом. Ведь не могут же они не знать, что закон перевоплощения был отменен лишь в ше­стом веке на Константинопольском Соборе! Неужепи сознание их с тех пор не продвинулось! Как сказано в Учении: «После Оригена начала ложная вера христианства расти. Ужас берет перед ви­дением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по еще горячим угольям старого мира. Зная заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей. Будучи ревнителем знания, он воз­мущался падением знания среди служителей...».  
9.7.35. ...Истинный смысл слов — «прощаются тебе грехи твои» тот, что такой великий Посвященный, каким был Христос, конечно, мог чувствовать ауру болящего. Он видел, что аура бо­лящего, в силу устремления и веры в высшую силу Его повысила свои вибрации и потому могла воспринять воздействие Его цели­тельных лучей и таким образом очиститься от тяжких последствий, порожденных дурными поступками или же помыслами. Потому Он был вправе сказать — Прощаются тебе грехи твои.
...Христос Искупитель, конечно, живет в нас самих. Вы уже знаете, что у первых христиан, так же как и во всем древнем мире, Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего Я. В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Так искупление за личные грехи совершается душою, проводни­ком или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде зем­ных жизней нашего индивидуального Ego. «Распятый Христос каждого человеческого существа, при достижении известной точ­ки эволюции, должен спуститься в Ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего я. Дру­гими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца че­ловека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осоз­нать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, и это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я, или Божественным законом Любви».
Конечно, тот же смысл и в словах Христа, обращенных к грешнице, возлившей миро на ноги Его. Ведь грешница эта была Мария Магдалина. Сила веры, сила любви есть тот огонь, кото­рый трансмутирует все чувства наши, являющиеся теми энергия­ми, которые преображаются в качества мыслей и поступков.    
22.7.35. Я не боюсь никакой анафемы, и вряд ли кто из истин­но преданных Учению и эволюции духа может бояться ее. Так никогда не буду отрицать моих взглядов, что я верю в Неизречен­ное Божественное начало, равно пребывающее в каждом челове­ческом существе, и в рождение Христа в человеке на его пути к совершенствованию. Тем более что каждый образованный чело­век знает значение термина Крестос или Кристос (Христос) и что он был заимствован из языческого словаря... Словом Крестос обозначался ученик-Неофит, находившийся на испытании, канди­дат на Иерофанта. И после того как ученик прошел все испытания и через ряд страданий, он был «помазан» при последнем ритуале посвящения и становился на языке мистерий Христом, т.е. «очи­щенным», и это означало, что его преходящая личность слилась с нерушимою индивидуальностью его и стала Бессмертным Ego...
В христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христи­анства. И особенно люблю Великого Оригена и Св. Антония. Моя мечта о Новом Вселенском Соборе, который вернулся бы к чис­тым истокам первых веков христианства.
24.9.35. Вашим вопрошателям можно было бы ответить воп­росом же — много ли прибавит их духовному развитию знание степени духовной высоты Христа и Будды? Можно привести им § 8 ...из второй части «Л.СМ.»: Еще спросят — «Кто больше, Хри­стос или Будда?» — Отвечайте — «Невозможно измерить даль­ние миры. Можем лишь восхищаться их сиянием.»... Истинно, Христос и Будда являются такими дальними звездами Духа по сравнению с нами — землянами. Не забудем, что Они и Вл. Майтрейя пришли с Венеры на заре зарождения физического человека, и потому Они являются нашими Божественными Прародителями и Наставниками.   
11.10.35. Конечно, окружающие условия во времена Христа (так же как и теперь) чрезвычайно редко отвечали возможности чуда. Потому и Христос не всегда мог исцелять приходивших к нему. В Еванг[елии] от Матв. 13-58 сказано: «и не совершил там много чудес по неверию их». Так желаемое дается тому, кто может воспринять его. Во всем нужна кооперация или сотрудничество.  
28.12.35. Несомненно, Жертва Христа, принятие Им крестной смерти за принесение Учения Света, имела великое значение для всего человечества на всех планах бытия. Но подобную Жертву или подвиг принимали на Себя и другие Великие Учителя челове­чества. И трудно сказать, чья жертва была больше — жертва ли Шри Кришны, духовного Учителя и царственного строителя жиз­ни, жертва ли Готамы Будды, в течение свыше шестидесяти лет несшего тяжкий подвиг Учительства для утверждения великого Закона, или же прохождение через крестные страдания, но зато краткий путь Иисуса Христа? Помните, как на вопрос — кто боль­ше, Будда или Христос? Отвечено — «Невозможно измерить даль­ние миры, можно лишь восхищаться сиянием их».
Конечно, в «Криптограммах» правильно сказано, что восста­ние Люцифера дало миру Христа, но это восстание дало и других Великих Учителей, приходивших до Христа и после Него. Дли­нен список самоотверженных жизней этих Высочайших Духов, боровшихся с темною силою. Не забудем, что восстание Люцифе­ра началось уже в конце Третьей Расы. Великая битва в четвертой Расе между Сынами Света и сынами тьмы, упоминаемая во всех древних традициях, ярко отметила эту великую драму нашей пла­неты. Драму в том, что Люцифер по космическому праву является истинным Хозяином нашей Земли. Зерно духа его в потенциале своем заключает все энергии, заложенные в ядре нашей планеты, потому можно легко представить себе, как знает Хозяин Земли недра ее и как подчинены ему все энергии ее. Тогда как другие Великие Сыны Света, прибывшие на нашу планету, принадлежат к более высоким Мирам. Наивысший среди Них принял ответ­ственность за планету. Он стоит на несменном Дозоре. Согласно всем Писаниям Ему надлежит стереть главу змия.
Конечно, Жертвой Христа никто не спасен от козней и сетей темной силы. Ибо никто не может спасти другого. Так Учение Христа лишь еще раз напомнило человечеству о грозной опасности и указало путь к духовному возрождению и, следовательно, к спасе­нию. Но козни темных сил и опасность их не только не исчезли, но возросли перед решающей Битвой. Потому сейчас как никогда важ­но единение всех светлых сил для отпора полчищам тьмы...
Очень советую Вам подчеркнуть в труде Вашем, насколько не понят и обойден молчанием Эзотеризмв Учении Христа, встре­чаемый даже в имеющихся у нас Евангелиях. Также можно ска­зать, что первый Луч Новой Эпохи блеснет новым пониманием Учения Христа. «Так примем появление Христа, как Священный Знак, и пусть люди почитают все Знаки Высокого Пути».
18.1.36. Молитва Христа, которую никто не услышал, была молитвою сердца о благе всего человечества. Каждый Великий Дух руководит эволюцией, строго согласуясь с законами Космическо­го Магнита или с законом эволюции. И воля такого Духа потому так мощна, что отождествлена с Волею Космоса. 
2.4.36. Вы спрашиваете — можно ли понять указание о явле­нии (видении) Христа в умаленных обликах и реально? Конечно — да. Ибо средневековье сделало из Христа Недосягаемого Идо­ла и лишило Его всякой человечности, следовательно, и Боже­ственности; так все Учения Востока гласят — «нет Бога (или Бо­гов), который не был бы когда-то человеком». Такая насильствен­наяотчужденность Христа от человеческого естества угрожала и сейчас угрожает полным разрывом общения человечества с Выс­шим Миром. Можно проследить, как в средневековье появлялись большие святые, которые старались восстановить это почти ут­раченное общение, причем все они настаивали именно на человеческом естестве Христа. Особенно яркие утверждения этому мож­но найти на страницах автобиографии Св. Терезы, испанской свя­той шестнадцатого века и еще раньше в видениях и писаниях Св. Екатерины Сиенской и Св. Гертруды. Так форма и качество видений и сообщений, получаемых через такое Общение, всегда отве­чают уровню сознания видящих и получающих их, а также и нуждам  времени. Как сказано — «именно по характерам видений мож­но писать лучшую историю интеллекта».
...Церковь наша, установив догму о Едином и Единородном Сыне Божьем Иисусе Христе, тем самым опрокинула и смысл мо­литвы, завещанной самим же Иисусом Христом — «Отче наш иже еси на Небеси...», а также и слов Писаний — «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Бытие гл.5, стих 1).
Так, установив исключительность Сыновства и естества Бо­жьего в Иисусе Христе, Церковь тем самым разъединила его на­всегда с человечеством. Так произошли тяжкие по следствиям яв­ления. Изъятие Иисуса Христа из жизни человечества, уничтоже­ние Его жизненного Подвига и страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от «первородного» греха (?!) и всех последующих. Так — «Тенью ходит Он по миру, а тело Его в Церкви заковано в ризы икон. Тело надо найти в миру и Закованного в Церкви расковать» («Иисус Неизвестный», Ме­режковского).  
8.6.36. Теперь о жертве Христа. Конечно, совершенно невоз­можно понимать значение жертвы или распятия Христа, как это понимается некоторыми сознаниями. Смысл ее в том, что Хрис­тос, желая показать силу духа над физической материей, принял чашу подвига и запечатлел своею кровью Завет, принесенный Им, — «нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя». В «Агни Й[оге]» в § 8 сказано: «Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний знак Завета». 
Так если великий пример и подвиг Его зажег пламя в сердцах наших, и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал, и принятая Им Чаша, именно, запечатлела Завет. Но если мы будем воображать, что, что бы мы ни делали, какие бы преступления не совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем эти­ми самыми дьяволами! Никто не может спасти другого. Лишь соб­ственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры. «Вера без дел мертва есть».
Таинство Великой Жертвы имеет начало в древнейших мис­териях. При последнем посвящении неофиту вручалась чаша, на­полненная гранатовым соком (символизировавшим кровь); приняв ее, он выливал содержимое на все четыре стороны, в знак своей готовности принести душу и тело на служение миру, т.е. пострадать за Истину. Так и Христос хотел утвердить этот сим­вол среди своих учеников для закрепления памяти о подвиге и завете в грядущих поколениях. Но никакое механическое при­чащение не может спасти души наши, ибо — «вера без дел мер­тва есть».
Помню мою беседу о Жертве Христа с одной миссионеркой, которая при этом била себя в грудь и истерически выкрикивала, что она знает, что Христос пострадал за нее и тем спас ее от веч­ных мучений. На что я ответила ей: «Вы ошибаетесь, Христос пострадал не за вас, но из-за вас». Конечно, мы больше с нею не встречались и были оглашены как язычники, шпионы и награж­дены прочими соответствующими титулами. 
19.2.37. «не для жизни тела должны мы принимать Тело и Кровь Христову, но для жизни духа, потому и принятие Тела и Крови Христовой надо понимать духовно». Ни в одной церкви нельзя сейчас найти ответа на основные вопросы Бытия. В исклю­чительности и неподвижности своей они зашли в тупик. Как да­леки многие духовные наставники от вмещения простых слов Христа — «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». 
28.5.37. ..Слова Афанасия В[еликого], прежде всего, исполне­ны красоты, а там, где есть красота, там и истина. Так его утверж­дение: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились» отвечает оккуль­тной истине, ибо Дух Иис[уса] Хр[иста] в своей очищенной огнен­ной Божественной Сущности, конечно, для нас есть олицетворение Божественного Начала. Приняв земную оболочку в тяжкую эпоху вырождения и разложения духовных ценностей, чтобы дать новый импульс духу человеческому и тем приобщить человека к божествен­ному естеству, в нем заключенному, Он, истинно, обожил его.
Может быть, кто-то любопытствующий скажет — поясните нам Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно из­мерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими». Тайны духа так прекрасны, что можно лишь сказать — нельзя говорить о Несказуемом.
Лишь сердце может трепетать от восторга, прикаса­ясь духом к Красоте Высшей. 
2.9.37. Конечно, Христос при преображении своем не демате­риализовал свое тело, но появился ученикам в своем тонком теле. Точно также и Воскрешенье было, именно, в тонком теле. Вспом­ните, как Он не позволил Марии Магдалине прикоснуться к Нему, ибо прикасание к Высокому Духу, появляющемуся в тонком теле, может быть смертельным из-за разницы в вибрациях.  
27.11.37. Мы знаем, какое значение придавалось последовате­лями Христа возможности Его Воскресения на третий день, и они были правы, ибо одним из заданий Христа было доказать своим ученикам переживание человека душевного и бессмертие духа...
Христос, говоря о своем воскрешении, имел в виду не свой сознательный переход в тонкий мир, но, именно, свое появление в тонком теле среди физических условий. Конечно, такое появле­ние физически умершего человека в материализованном тонком теле явилось ярким доказательством воскрешении Его и укрепи­ло в учениках веру в Его Учение.
Обосновывать Воскресение Христа лишь на исчезновении Его тела из гробницы, конечно, было бы более чем нелепо.
Также всеми силами духа восстаю против предположения, что «Христос мог дать тайно приказ убрать Его тело и объявить о жизни Его или воскресении»... Такое действие было бы недостой­ным Высочайшего Духа. Мы должны понять, что Великие Учите­ля человечества никогда и никого не вводят в заблуждение, и каж­дый поступок Их строго согласуется со сделанными Ими утверж­дениями. Христос, по свидетельству учеников, неоднократно говорил, что Он будет предан в руки человеческие и на третий день воскреснет — имеющий уши, да слышит! 
3.12.37. Сейчас никто из интеллигентных или просвещенных людей не сомневается, что Христос воскрес не в своем физичес­ком теле, но в теле тонком, или теле Света. Не Апостол ли Павел подтверждает это своими неоднократными речениями, — «тленное не может стать нетленным» или «не умрем, но изменимся» и т.д. Также в Евангелиях подчеркивается, что Христос, после сво­ей крестной смерти или своего Воскресения, обычно, при появле­нии своем, становился видим внезапно и так же внезапно исчезал. Именно эти внезапные появления и исчезновения (как теперь это научно установлено) так характерны для временной материали­зации тонкого тела. В гностической литературе можно найти ука­зания, что, именно, во время таких появлений Христос передавал ученикам тайны потустороннего мира... 
8.2.38. ...Пошлем Вам, как только получим копии журнала «Кайзер-и-Хинд», в котором сейчас помещается серия статей «Жил ли Иисус Хр[истос] на Земле и Индусские Рекорды о Жизни Хри­ста»... Вам будет особенно интересно прочесть эти статьи, ибо я уже выслала Вам страницы из жизни Великого Путника или И[ису-са] Хр[иста]. С особым волнением прочла я в приведенной статье описание наружности Хр[иста], сделанное Его современником римлянином Лентулом в его докладе Римскому Сенату. По суще­ствующим предположениям этот Лентул мог быть Пилатом. Опи­сание его так близко к тому, которое я ношу в сердце. Перечтите в «Криптограммах] В[остока]» «Приход Хр[иста]», начиная с три­надцатой строки.
Я не сомневаюсь, вернее знаю, что Хр[истос] был в Индии, но ученые востоковеды, поддержанные представителями церкви, яро отрицают эту возможность. Потому так интересны эти новые рас­следования. 
11.2.38. Все Вел.Учителя очень трудились, и физический труд им был не чужд. Вспомните Преподобного Сергия. И Христос очень трудился. Плотничеством и гончарством Он зарабатывал пропитание свое. Эта сторона жизни Великого Учителя почти не отмечена в избранных Писаниях, но она сохранилась в апокри­фах и, конечно, в эзотерических рекордах. Найдутся еще апокри­фы, близкие к Его времени.   
8.3.38. Великий Путник учил о расширении сознания. Он по­вторял: «откройте глаза и уши». Не только к своим поучениям Он предлагал открыть уши, конечно, Он указывал, сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть веревку в игольное ушко. Большое послание не вмещается в ма­лое ухо. Можно представить себе, какое множество Его поучений не вошло в уши слушателей! Многие запомнились отрывочно. Связь утратилась, и тем утерялся первоначальный смысл. Не ска­жу, чтобы смысл сделался превратным, но стиралась красота сло­ва... Великий Учитель часто обращал взор учеников к светилам: «Много домов и везде жизнь». Он хотел, чтобы ученики полюби­ли Беспредельность». 
5.4.38. ...Из всех описаний посмертных явлений Христа ясно, что они происходили в тонком теле. Обратите внимание, как все­гда подчеркивается внезапность появления, иногда при запертых дверях горницы, и такое же исчезновение. Также почему-то уче­ники не узнавали Его сразу при таких появлениях, а когда глаза их раскрывались, и они признавали Его, Он становился невиди­мым для них (от Матвея). Все это определенно указывает на воскрешение Христа именно в тонком теле. Все те, кто были свидете­лями подобных явлений из тонкого мира и в наше время, могут подтвердить эту обычную внезапность как появлений, так и ис­чезновений. Только слепые или полные невежды могут допустить телесное воскрешение Великого Учителя. 
24.05.38. ...Хронология жизни Христа очень неточна. Вели­кие] Уч[ителя] относят рождение Иисуса на более ранний период, нежели указанный в Евангелиях...   
5.7.38. Напрасно думать, что Христос, приближая Иуду, не знал, куда приведет свободная воля этого ученика. Нет, Он знал. Он знал и конец свой, ибо Иуда не впервые приближался к Нему. Христос знал, кто прятался под маской Иуды. Иуда был давниш­ним предателем и уже не раз он предал Христа. Но давно уже ска­зано, что именно джины строят храмы. Распятием Христа Иуда дал миру нового Бога.
Конечно, никто не может утверждать о всеведении Христа во время его земного прохождения. Но что Он знал главные эта­пы своего Пути и знал сущность подходивших к Нему людей — это несомненно... Потому не будем думать, что Христос, этот Ве­ликий Дух, не знал Ему сужденного. Каждому носителю подвига предлагается полная чаша, и он сам избирает, хочет ли он при­нять ее всю или только часть ее. По закону антитез — самое худшее приносит самое лучшее. Кто же из мужественных подвижни­ков не примет полную чашу?
Привожу выдержку из одной беседы: «Именно толпы своими криками вели великого Учителя под особые страдания. Толпы, те же самые толпы, кричали о царстве, и они же торопили на казнь. Так они своеобразно способствовали исполнению пророчеств. Невозможно представить, какая карма ложилась на множества безумцев!.. Учитель мог пройти Путь подвига и без рычаний толп, но именно исцеленные Им наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно назвать многими именами, но все же оно останется свободной волей. Пра­вильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным сокровищем!»
 
12.7.38. Те, кто хотят следовать исключительно Христу, и дол­жны следовать Ему. Но пусть отдадут себе ясный отчет, какому Христу хотят они служить: Христу ли евангельскому или же Хри­сту позднейших церковников? В этом осознании уже будет сдвиг сознания. Никто из Великих Учителей никогда не будет умалять ни одного Основоположника древних или позднейших религий, ибо, истинно, одно и то же Ego неоднократно воплощалось в некоторых из Них!   
26.1.39. К сожалению, принято рассматривать Учение Хрис­та, как учение непротивления злу. Это величайшее заблуждение. Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру... Также нужно знать, что каждый духов­ный Учитель приносит клятву не поражать тех, кто посягает на Его жизнь. Так и Христос не мог противиться грубой силе, на­правленной против Него. Но Он противился злу каждым словом своим, каждым действием, когда это не касалось лично Его.
Задача Его была совершить путь человеческими ногами и руками и показать людям, что в величайшей любви к человечеству мож­но пожертвовать собою и претерпеть жесточайшие муки за же­лание принести людям свет постоянно забываемых ими Истин. Молитва Христа о мучителях полна милосердия и даже справед­ливости, ибо, действительно, что могли знать и понимать наем­ные палачи в величии Того, Кого они истязали? Кого им было ПРИКАЗАНО истязать? Истинно, не наемные истязатели, но их подстрекатели приняли на себя карму горчайшую. Также и Пи­лат, умывший руки и оказавший НЕПРОТИВЛЕНИЕ величай­шему злу, там, где в его власти было остановить его, уготовил себе труднейший рок.  
3.12.43. Для меня Облик Христа объединяет и все другие лю­бимые мною Облики. Единая Мощь ведет человечество по пути совершенствования...
Один проезжавший наши края странник, проживавший и в Палестине, передал нам любопытное пояснение притчи о засох­шей Смоковнице, полученное им от местного араба, торговца смоквами. Оказывается, в Палестине имеется особый вид смоков­ницы, который дает плоды два раза в год, причем первые плоды небольшие и не так мясисты, но очень сочные и сладкие. Явление этих первых плодов бывает тоже в определенное время и доказывает, что будут вторые, настоящие смоквы, но отсутствие их уявляет старость дерева и оно неизменно засыхает. Иисус знал эту особенность и потому, не найдя на смоковнице первых плодов, указал, что и впредь смоковница не будет приносить настоящих смокв, и та засохла. Также и притча о трудности для богатого вой­ти в Царствие Божие получает новое освещение, не столь катего­ричное. Притча имела в виду Игольное Ухо, называние узких и низких ворот в стене, окружавшей Иерусалим, через которые не могло пройти навьюченное животное, тем более верблюд. Итак, богатство мирское приравнивается к грузу вьючного животного. Немало утерянных Апокрифов, относящихся до жизни Христа, может быть найдено, когда сроки подойдут, и люди захотят боль­ше узнать об этой чудесной, самоотверженной, трогательной Жизни, все отдавшей и все принявшей. 
4.8.45. Люди живут так, как будто жизнь на Земле вечна, а к смерти относятся как к самому неожиданному, невероятному и страшному событию. Церковь во многом виновата в таком неве­жественном отношении к смерти. Повинны в этом, прежде всего, те Отцы церкви, которые в канонизированном ими Евангелии (из­бранном наугад "из нескольких сот, более или менее апокрифичес­ких Евангелий, бывших тогда в ходу) — изъяли все места, относящиеся к Учению Христа о Тонком Мире, данному Им любимому ученику и Марии Магдалине, после Его воскрешения и в течении многократных появлений в тонком теле. Согласно гностикам, Христос появлялся Марии Магдалине и наставлял ее в тайнах Тонкого Мира на протяжении одиннадцати лет. Такое изъятие из Учения самых насущных для человечества Откровений яви­лось неоценимой утратой для духовной эволюции человечества, и потому есть величайшее преступление, учиненное невежествен­ными церковными служителями.
21.08.47. Вспоминается, как в начале опыта, услышав фразу — «Папа, дай я баветочку тебе сделаю»... я искренно возмутилась подобному вторжению в идущие серьезные сообщения, а на ве­черней Беседе получила урок — привожу его Вам почти целиком: «Вы должны были обратить внимание на некоторые фразы, зву­чащие обиходно или даже по-детски — это очень характерная под­робность. Так же как за вами, мы следим за развитием, следим за детьми с колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему Миру... Потому не удивляйтесь, если Великий Учитель повторяет простые фразы. Фиксируя эти мысли, Мы иногда даем укрепить­ся отличному цветку духа. Потому рядом с великими космически­ми открытиями и мировыми событиями, Мы также бережно рас­тим цветы духа. Иногда Сам Христос повторяет простые слова, ведь следствие их может быть велико. Так разнообразна работа Нашего Братства. (Да, меня очень удивила фраза: «Папа, дай ба­веточку тебе сделаю» — и не хотела ее записать). Между тем, имен­но эту фразу сказал Учитель Христос. Эти слова сказаны малень­кой девочкой своему больному отцу. Но это желание было лучше иных взрослых, и Христос утвердил волю в пространство... Луч, разбивающий города, так же красочен, как и несущий помощь маленькому сердцу.   
18.11.48. Теперь о Великом Облике Христа. Нет лжи в стро­ках Евангельских, говорящих о воскресении и вознесении Хрис­та. Есть лишь недомыслие последователей и читающих, или вве­дение в заблуждение паствы корыстными и невежественными кня­зьями церкви.
Совершенно дико представить себе, что Христос думал дока­зать существование загробной жизни тем, что, подвергнув себя мучительнейшей смерти, снова ожил бы в том же теле! Нет, не бессмысленное Воскресение в физическом теле было целью Хрис­та! Христос хотел доказать сознательное существование человека в Надземном Мире и в оболочке соответствующей тому Миру. После своего распятия Христос разложил свое физическое тело на атомы, потому тело его не было найдено. Высокий Дух в тонком теле, очищенном огнем психической энергии, освободившись от физической оболочки раньше срока (т.е. раньше положенного ему естественного срока смерти), владеет необычайной силою на Земле.
Мощь эта могла бы сжечь целую страну, но Христос уничто­жил или разложил на атомы только свое физическое тело. Такое действие явилось тогда величайшим достижением, ибо никто раньше не мог достичь такой силы огненной энергии на Земле. Это достижение осталось единственным по силе, утончению и красоте.
Так и вознесение, конечно, совершилось в огненном апофеозе Тонкого Тела. Ученики, глаза которых открывались, когда среди них неожиданно появлялся материализованный Христос, также могли уявиться на чуде открытия, так называемого призматичес­кого зрения, и увидеть сияющую оболочку Владыки, исчезающую в свете Лучей Его. Конечно, тело тончайшее или «тело славы», как называет его Ап[остол] Павел, не распыляется, но остается облаченным в сублимированную ткань Материи Люциды и пре­бывает на соответствующем плане Бытия.
После распятия Христос в своем тонком теле неоднократно появлялся ученикам и в течении одиннадцати лет поучал Марию Магдалину тайнам надземным. Записи Марии Магд[алины] пос­ле ее смерти хранились ап[остолом] Иоанном. В гностической ли­тературе можно найти упоминание о «Больших и Малых Вопро­сах М[арии] Магд[алины] и ответах Хр[иста]» на них. Но «Боль­шие Вопросы» были утеряны, а сейчас остались лишь обрывки «Малых Вопросов...», которые гностики включили отчасти в свое Учение, а также издали их отдельной книжкой, кажется с поздней­шими комментариями.
Также интересен упоминаемый гностиками факт воплощения в Иисуса, перед выходом Его на проповедь, Величайшего Духа, который дал все Учение и принял позорную смерть. Это — ИС­ТИНА.
Христос был Величайшим. Любя Его, мы любим всех Вели­ких Учителей Человечества. Он истинный Мессия всех народов и Великий Аватар Вишну в нашей Манвантаре.
16.11.53. "Да, Путь Великого Иисуса Христа - Путь Любви Самоотверженной, путь кратчайший, возносящий дух к Красоте Беспредельной". 
26.11.51."Ведь Христос утвержден в нашем Учении Величайшим. Но даже в раннем христианстве можно найти понимания, что Единый Великий Дух сходил на Землю и воплощался там, где была явлена особая нужда в новом понимании Истины. Явите тождественность всех Великих Учителей. Пора человечеству приблизиться к мировой Космической Тайне - Единого Аватара, явленного с каждой Манвантарой"
.

 

   
Грани Агни Йоги
 

 

1966. 637.(Окт. 30). Говоря о согласованности, необходимо иметь в виду осознание Великого Пути в Беспредельность и согласование с ним поступков, мыслей и чувств каждого дня. Трудно обыденность вместить в Беспредельность, но каждодневность можно. Постоянное памятование о Великом Пути поможет преодолеть суету. Только Великий Путник Мог Сказать, что Царство Его не от мира сего. Гибель и исчезновение великих народов и высоких цивилизаций наглядно указывают на то, что они приходят и уходят, но дух пребывает вовеки. И цель бытия человека сосредоточивается в духе. Не в теле и не на Земле Указывает Учитель вечную жизнь, обещая ее идущим за Ним. И тело, которое от земли, и сама Земля – временны. Согласование временного и вечного в себе – основная задача человека. Временное существует ради Вечного и выражает собою его. Временное – это разрез Вечности в условиях плотного мира. Путники Великого Пути идут стезею согласованности преходящего с Беспредельностью.
1969.165.(Гуру). Тот, кто не теряется среди множества людских теорий, представлений, ошибочных учений и мыслей, ибо знает свой путь и Основы, тот не растеряется и в Мире Надземном. Стоять на ногах надо твердо в обоих мирах, не преклоняясь ни перед одним, не склоняясь духом, не поддаваясь ни страху, ни прельщению, ни обману и не пресмыкаясь перед кажущейся силой обоих. Как власть имеющий Говорил Великий Путник с сильными мира сего. Как власть имеющий Вступил Он и в Мир Тонкий, людям давая пример того, как должен вести себя дух, победивший мир. «Мужайтесь, – Сказал Он ученикам, – ибо Я Победил мир».
 
* Рерих Е.И. "У порога Нового Мира". стр 113.

 
 
 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

< вернуться к списку