Прометей

Благовестие Саи Бабы

 Воспоминания Святослава Рериха о встречах с Сатья Саи Бабой 

 

С.Н.Рерих, Саи Баба и Девика Рани в Бангалоре.
 
Исландский ученый Эрлендур Харалдсон решил подтвердить или развенчать   легенду о магических силах известного во всем мире индийского чудотворца  Сатья Саи Бабы.  Среди именитых и всеми уважаемых людей, с которыми он встречался и чьи рассказы тщательно запротоколировал, был и Святослав Николаевич Рерих.  Профессор Харалдсон познакомился со Святославом Рерихом и его супругой, мадам Девикой Рани, в 1977 году, а затем встречался с ними еще несколько раз  в 1981-м. Еще в молодости он с интересом читал книги, написанные Николаем и Еленой Рерих, отцом и матерью художника. Святослав Рерих пригласил ученого в свое имение Татгуни, близ Бангалора. Они встретились, как старые друзья, и  вскоре обнаружили ряд общих интересов, в частности, в области исследования психических явлений. Ниже приводится рассказ Святослава Рериха о его встречах с индийским святым, записанный доктором Эрлендуром Харалдсоном для книги «Современные чудеса. Исследование психического феномена Сатья Саи Бабы».  
В 1968 г. моя жена, будучи в гостях у Бабы в Путтапарти, упомянула, что вскоре я заеду к нему один или вместе с ней. Но Баба ответил: «Нет, я сам к вам приеду. Хочу лично засвидетельствовать почтение». Назначили дату и время.  
Баба прибыл с группой сопровождающих, среди которых были д-р Гокак, в то время проректор Бангалорского университета, и миссис Индира Деви. В тот момент у нас также гостил майор Толвар с женой и двумя дочерьми, Рену и Премилой, незамужними барышнями. В довершение всего о приезде Бабы каким-то образом узнали деревенские жители — они столпились вокруг дома в ожидании даршана. Точное количество присутствующих назвать не могу, но их было несколько сотен.   
Мы провели гостей в рабочую студию, и Баба выразил желание посмотреть мои картины. Я показал ему несколько работ; он пространно комментировал их, объясняя значение, — должен признать, его прочтение картин было очень точным. Через некоторое время подали чай. Моя жена спросила Бабу, что он предпочитает, чай или кофе. Но он ответил: «Я не пью кофе и, признаться, чай тоже». Однако жена возразила: «Как гость моего дома Вы должны чего-нибудь отведать. Что Вам подать?» Тогда он сказал: «Хорошо, я выпью молока, можете подать его в своей серебряной чашке — той, что приготовили для меня».   
Мадам Девика Рани с детства хранила серебряную чашку, с особым тщанием  содержала ее в чистоте и не позволяла пить из нее никому постороннему. За два дня до приезда Бабы она велела одной из служанок прокипятить и почистить чашку — решила, если Баба захочет молока, подать молоко в серебряной чашке. Однако в разговоре со Свами об этой чашке ни разу не упоминалось.   
Пока жены не было в комнате — она отдавала распоряжения слугам, — Баба взмахнул рукой (я сидел рядом с ним), и у него в ладони оказался кусок халвы. Она была настолько свежей и горячей, что, когда я положил кусочек на бумагу, лист весь пропитался маслом. Баба вложил лакомство мне в руку, и я раздал по кусочку всем присутствовавшим — их было человек 15-20. Хватило всем, но ничего не осталось. 
Когда жена вернулась, я сказал: пока ее не было, Баба угощал нас халвой. Она пожурила Бабу: «Почему Вы не угостили меня? Других угощаете, а меня — нет!» Тогда со словами «Вот, пожалуйста» он протянул нам новую порцию лакомства, в том же количестве, что и в первый раз, так что и моя жена смогла отведать халвы, а все остальные получили по второй порции.   
Потом мы с гостями вышли в сад. Нас встретила толпа деревенских жителей, собравшихся около дома и под огромным баньяновым деревом. Мадам Девика Рани сказала Бабе: «Саи, сделайте что-нибудь для этих людей, они ждут». Баба вытянул руку и произвел священный пепел вибхути. Несколько человек подошли к нему и подставили ладони, чтобы получить вибхути. Затем они поделились с другими собравшимися. Баба производил вибхути в течение довольно продолжительного времени — подобно потоку, так что каждый из толпы получил свою долю, хотя собрались сотни людей. Под нашим баньяном находится маленький храм или, скорее, святилище Мунишвара, за ним приглядывает пуджари, священник-брамин. Поскольку начало темнеть, Баба попросил мадам Девику Рани принести яркую лампу. Затем он направился к дереву, где стоял пуджари, и приветствовал его. Моя жена подошла к Свами и сказала: «Прошу Вас, подарите ему что-нибудь на память». Баба согласился и спросил пуджари: «Кого ты почитаешь превыше всего?» — «Я священник-шиваит, — ответил тот, — но мой личный объект почитания — Ганеша». Саи Баба проделал привычные кругообразные движения рукой, и у него на ладони оказалось красивое серебряное кольцо с выгравированным крупным изображением Ганеши. Баба протянул кольцо пуджари — оно оказалось как раз впору. Тогда пуджари простерся ниц перед Бабой.   
Вечером Баба спел множество прекрасных баджанов. Уезжая, он сказал: «Я еще вернусь и в следующий раз хочу непременно посетить холм по ту сторону озера». Этот холм действительно является частью нашего поместья, но он не виден ни из дома, ни из сада. Баба провел с нами весь день и произвел вышеупомянутые явления. Лет через десять мы встретились со Свами еще раз. Тогда у нас в гостях находилась Людмила Живкова, министр культуры Народной республики Болгарии. Она очень интересовалась творчеством Николая Константиновича Рериха и моим тоже. Я подумал, нашей болгарской гостье будет интересно встретиться с Бабой, и мы отправились в Путтапарти — я, моя жена и мадам Живкова с четырьмя или пятью сопровождающими. Обитатели Путтапарти были извещены о нашем визите заранее, так что нас ждали.   
Саи Баба провел нас в свою приемную, маленькую комнатку. Мы все расселись на полу — министр, ее сотрудники, я, моя жена и двое наших друзей. Баба говорил тепло и непринужденно, по своему обыкновению. Затем он положил руку на ковер ладонью вниз и стал производить кругообразные движения. Через некоторое время я заметил, что его ладонь приподымается, словно под ней растет нечто. Наконец Баба сжал и перевернул ладонь — на ней оказалось массивное золотое кольцо, которое он подарил мадам Живковой. Кольцо, с крупным ограненным топазом не менее 40- 60 карат, пришлось ей как раз впору.   
После этого Баба сказал мадам, что хочет ей что-то сообщить. Они удалились в другую комнату, где беседовали довольно продолжительное время. Вернувшись, Баба подарил всем сопровождавшим министра (кроме одного человека) по серебряному медальону около дюйма в диаметре, извлекая их поочередно из своей ладони. На одной стороне медальона имелось изображение Бабы, а что было на другой — не помню. Тогда моя жена спросила: «Почему Вы подарили медальоны всем, кроме него?» — указывая на приближенного министра, не получившего подарка. Но Баба ответил: «Ему я подарю вибхути», что и сделал.   
Затем Баба обратился к мадам Живковой: «Если захотите связаться со мной, сконцентрируйтесь на камне в этом кольце. Тогда я узнаю, что Вы обо мне думаете, и каким-либо образом проявлю свое присутствие».   
Этот визит в Путтапарти запомнился надолго, все остались довольны: каждый получил что-то от Бабы в той или иной форме, а наши гости увезли к себе на родину массу приятных воспоминаний.   
Саи Баба — наиболее популярная фигура в сегодняшней Индии. Тут нет никаких сомнений; у него миллионы последователей. С любой точки зрения — это положительное явление, ибо он дал счастье и веру сотням и тысячам человек. Нужно позаботиться об укреплении этой веры — ведь она необходима миру в той или иной форме.  
Как бы вы ни относились к феноменам, производимым Бабой, — считали их нужными или бесполезными — не имеет особого значения. Я согласен с необходимостью внешних проявлений, с точки зрения Бабы — это скорейший способ привлечь людей. Если бы Учитель не производил чудес, он не имел бы достаточного влияния. Несомненно, Баба — великая фигура.   
Перевод с английского   Татьяны Самариной
 
 
Высказывания  САТЬЯ САИ на духовные темы

 

     
 Сатья Саи Баба
     
  Священные символы пяти мировых религий учат нас тому, что у Истины много граней и каждая грань добавляет нечто новое к блеску и ценности Истины. Сатья Саи поведал нам, что Крест несет весть о стирании эго, что Огонь - символ парсов - означает призыв предать огню все низменные инстинкты и импульсы, и что Колесо буддистской веры есть напоминание о Колесе, к которому мы все привязаны, и о Колесе праведности, которое может спасти нас, что Полумесяц и Звезда означают стойкость веры и непоколебимую преданность добру и Богу, и что Ом, суммирующее в себе все процессы бытия и становления, означает конечную формулу духовного успеха.
1. Человеческое общество без Бога подобно диким джунглям.
2. Ищи в себе недостатки, а в других - достоинства; выискивать недостатки в других- большой грех.
3. Все религии стремятся к тому, чтобы стереть ложное "я", чтобы в истинном "я" воцарился Бог.
4. Избавься от животных инстинктов и Божественные чувства переполнят тебя.
5. Твой путь озарен Божественным Светом. Источник Света в тебе, ты сам - этот Свет.
6. Ты есть воплощение Бога, преисполнись мыслью о своем могуществе, своем величии, своей славе.
7. Следи за своими словами, поступками, мыслями, характером, сердцем.
8. Верь в себя и веруй в Бога, в этом - тайна величия, ибо Бог есть любовь.
9. Отвори врата мудрости, сотри с глаз пелену невежества, войди в обитель Божественного блаженства и вечного покоя.
10. Способность контролировать свои чувства является мерилом духовного совершенства личности.
11. Сердце, преисполненное сострадания, есть храм Божий. Отправляйся в путь пораньше, продвигайся не спеша, достигнешь цели вовремя.
12. Пусть жизнь твоя будет молчаливо благоухающей розой.
13. Служение, лишенное эгоизма, угодно Свами более всего. Чистое сердце - вот цель всех твоих трудов. Веруй в Бога.
14. Самое желанное богатство есть милосердие Божие. Оно защищает тебя столь же надежно, как и веко защищает око. Не сомневайся в этом. Эта вера - само провидение, воистину она - дыхание жизни.
15. Внимай добрым мыслям, обрати взор свой к добру. Твори добро, желай людям добра, и тогда ты сможешь искоренить в себе все дурные наклонности и обрести милость Божью.
16. Продвигаясь по пути добра, ты обретаешь милость Божью, отклоняясь от этого пути, ты лишаешься ее. Ты получаешь по заслугам, здесь нет места ни пристрастиям, ни предубеждениям.
17. Любовь есть Бог, Бог есть любовь; где любовь, там и Бог. Люби людей все больше, все сильнее. Преврати любовь в служение.
18. Первым шагом в духовной практике является приверженность долгу, дхарме, в любом личном и общественном действии. Да исполнится воля Божья, долг любого человека состоит лишь в том, чтобы слиться с потоком милости Божьей. Наибольшие препятствия на пути преданности - это эгоизм, чувство "я" и "мое".
19. Неспешный и упорный уверенно одолеет путь, ходьба - самый надежный способ передвижения. Быстрое продвижение может привести к катастрофе, чем быстрее движешься, тем больше вероятность катастрофы. Ты должен есть столько, чтобы утолять голод, большее количество еды ведет к расстройству желудка. Так же продвигайся в садхане - шаг за шагом, утвердись в достигнутом, прежде чем сделать следующий шаг.
20. Каждому человеку предстоит однажды умереть, этот момент не должен быть моментом страдания, следует отходить в мир иной с улыбкой и изящным поклоном. Это требует большой подготовки.
В слове "Гуру" буквы ГУ означают "гунаатитха", то есть того, кто превзошел три гуны, или качества: тамас, раджас и даже саттву; а буквы РУ означают того, кто есть "рупа варджитха", иначе говоря, того, кто постиг Бога, не имеющего формы.
21. Для того, чтобы получить масло, надо долго взбивать молоко. Подобно этому твой ум и твое тело должны проделать определенную работу, чтобы обрести прочный стержень веры и понимание того, что этот мир есть смехотворное смешение истины и не-истины, что он фактически есть митхья (иллюзия).
Избавься от тревоги, страха, невежества. Лишь тогда воссияет твое истинное "я".. Вера в Господа вытесняет все тревоги, эта вера говорит тебе, что все, что бы ни случилось,, - к лучшему и что воля Господня будет исполнена.
22. Я посоветовал бы тебе стать флейтой, мурали, ибо тогда Господь придет к тебе, подхватит тебя, поднесет тебя к Своим устам, и пропустит Свое дыхание через тебя, и через пустоту твоего сердца, ибо пусто оно станет от эгоизма. Он создаст пленительную музыку для того, чтобы все творение наслаждалось ею. Откажись от собственной воли, слей свою волю с Божьей волей. Вдыхай лишь дыхание Божие. Это и есть Божественная Жизнь; Я хочу, чтобы ты достиг именно этого.
23. Ты даже можешь не читать Гиту или Упанишады; ты услышишь Гиту, предназначенную лишь тебе, если воззовешь к Господу в сердце своем. Он здесь, вот Он - твой возница. Спроси Его, и Он ответит. Держи Образ Господа перед своим мысленным взором, когда медитируешь, и повторяй Его Имя, любое Имя Бога. Если ты совершаешь джапу (повторение имени Господа), не имея Его Образа перед собою, то кто же ответит тебе? Ведь ты не можешь говорить все время сам с собою. Образ услышит и Образ ответит.
24. Прежде всего, когда ты сядешь для медитации, произнеси несколько молитв во славу Божью, чтобы твои рассеянные мысли собрались воедино. Затем постепенно, совершая повторение имени Бога (джапу), сосредоточь мысленный взор свой на образе, который этому имени соответствует. Если рассеянные мысли твои отвлекаются от воспевания Имени, привлеки их к Образу, если же они отвлекаются от изображения, привлеки их вновь к Имени. Пусть разум твой постоянно пребывает вблизи той или другой благодати. Поступая так, ты легко укротишь свой разум. Образ, созданный твоим воображением, превратится в волнующее изображение (бхавачитрам), дорогое твоему сердцу и закрепленное в памяти; постепенно оно станет непосредственно воспринимаемым образом (сакшаткарачитрой), когда Господь примет этот образ, чтобы исполнить твое желание. Такая духовная практика называется джапасахитхадхьяна, и Я рекомендую вам всем ею воспользоваться, так как она наиболее подходит для начинающих.
25. Прежде всего, осознавай, что твоя сущность есть бессмертный Атман, неразрушимый, священный, чистый и божественный. Затем ты должен развивать в себе любовь и уважение к людям, терпимость к самым разным людям и мнениям, к разным точкам зрения, ко всем особенностям. Отношения между людьми должны строиться на любви, а не на страхе. Прежде всего будь добрым, честным и порядочным.
26. Зажги светильник любви в нише твоего сердца, и тогда ночные птицы жадности и зависти улетят из него, не вынеся света. Према (любовь) сделает тебя кротким, она побудит тебя преклонить колени перед величием и красотой. Непреклонный человек заражен эгоизмом худшего вида. Помни, что человек есть единственное живое существо, способное узнавать и почитать великое и прекрасное. Пользуйся этой способностью и извлекай максимальную пользу из нее.
27. Чтобы достичь цели, важен просветленный (саттвичный) разум. Он будет спокойно искать Истину и останется верным ей, каковы бы ни были последствия. Питайся хорошо для того, чтобы возрастали твои физические способности, а хорошие физические и телесные данные, в свою очередь, более полно разовьют твой разум. Бхакти (преданность) ведет к шакти (духовной силе), а шакти дарует юкти (ясность сознания). Юкти поможет тебе укрепить твое ракти (привязанность к Богу), и твое бхакти, подкрепленное таким образом, завершится наконец мукти (освобождением).
28. Постоянно обращай свои мысли к Атману (Высшему "Я"), который есть суть всего видимого мира, основная реальность, скрывающаяся за всем видимым.
29. Подлинное естество человека есть мир, шанти. Чтобы получить в наследство шанти, человек использует все способы: копит богатство, поддерживает здоровье, овладевает знаниями, культивирует искусства. Но все это несущественно. Три основных желания все-таки остаются после того, как человек испробовал все эти способы: стремление к подлинной реальности, к свету, бессмертию. Шанти устанавливается после того, как обретены истинная реальность, свет и бессмертие.
30. Молчание - единственный язык просветленного. Будь умеренным в речи. Это поможет тебе во многих аспектах, это разовьет твою любовь, ибо большинство недоразумений и раздоров возникает из-за необдуманно сказанного слова. Если споткнется нога, то можно вылечить рану, но если споткнется язык, то рана, причиненная ближнему, будет гноиться и кровоточить в его сердце всю жизнь. Язык ответственен за совершение четырех больших ошибок: произнесение лжи, учинение скандала, выискивание недостатков у других и чрезмерную болтливость. Для того чтобы шанти стало достоянием как отдельного человека, так и общества, всех этих ошибок следует избегать.
31. Прежде всего, ты должен видеть во всех людях детей Господа, твоих собственных братьев и сестер. Развивай в себе любовь, всегда стремись к благу человечества. Люби и будешь любим. Ненависть никогда не будет твоим уделом, если ты смотришь на всех с любовью. Вот один из уроков, которому Я учу всегда, и это один из Моих секретов. Если хочешь прийти ко Мне, взращивай любовь, откажись от ненависти, зависти, злобы, цинизма и лживости. Я не прошу тебя стать схоластом, отшельником или аскетом, изощренным в молитве и медитации. Достаточно, чтобы сердце твое было исполнено любви, это все, чего Я хочу.
32. Веруй, что любовь есть Бог, Истина есть Бог. Любовь есть Истина, Истина есть любовь, ибо только когда ты любишь, у тебя нет страха, который является отцом лжи. Если же у тебя нет страха, ты останешься верным Истине.
33. Никто не может понять Моей тайны. Самое лучшее, что ты можешь сделать, это погрузиться в нее. Нет смысла взвешивать все "за" и "против", погрузись и познай глубину, вкушай и оцени вкус. Тогда ты сможешь беседовать со Мной, сколько душе угодно. Если разовьешь в себе правдивость и любовь, то тебе даже не придется молиться Мне, чтобы Я дал тебе что-либо. Все будет дано тебе без просьб с твоей стороны. Человек (Нара) и Бог (Нараяна) - два полюса, положительный и отрицательный, сочетание которых позволяет проводить электричество. Нара будет взаимодействовать с Нараяной, и они станут проводниками Божественной Силы, если ты приобретешь два качества - правдивость (сатью) и любовь (прему).
34. Безраздельно веруй в Бога и в себя. Участвуй всегда в добрых делах, благотворительных акциях, говори правду, не причиняй боли ни словом, ни делом, ни даже мыслью. Вот путь достижения умиротворения, это наивысшая награда, которую ты можешь заслужить в этой жизни.
35. Твои мускулы должны быть железными, а нервы - стальными, тогда твоя решимость перерастет в уверенность, и победа будет за тобой. Для обильного урожая жизни мужество и уверенность - наилучшие удобрения, они же - наилучшие инсектициды.
36. Первым шагом в самоисследовании, атмавичаре, является соизмерение твоих поступков с истиной: что причиняет боль тебе, причиняет боль и другим, что дает радость тебе, то дает радость и другим.
И тогда возникает некое взаимное родство между тобой и другими, и постепенно ты достигнешь стадии, когда твое сердце будет трепетать от радости, когда радостны другие, и содрогаться от боли, когда другие печальны. Это не тот вид привязанности и любви, когда любишь тех, кто тебе приятен, своих друзей и родню, что является признаком заблуждения, иллюзии. Но такое разделение радости и горя - автоматическое, непосредственное, универсальное. Это - признак большого духовного продвижения.
37. Критические замечания в адрес других, выискивание недостатков - все это идет от эгоизма. Лучше поищи недостатки в себе: ведь недостатки, которые ты видишь в других, суть отражения черт твоей собственной личности, не обращай внимания на мелкие неприятности, обрати свой разум к Господу. Тогда тебя потянет в общество добрых людей, и твои таланты расцветут.
38. Поистине, родителей следует почитать как видимых представителей Бога: они ответственны за твое существование и за все радости и за все происходящее в физической и духовной сферах. Поэтому о них следует заботиться, их следует уважать и почитать.
39. "Мокша располагается в сукшме". Иначе говоря, освобождения можно добиться тонкими средствами. Обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой. Никогда не размышляй с грустью о прошлом. Когда с тобой приключается беда, не вспоминай сходные несчастливые ситуации из твоего прошлого опыта, добавляя их к твоему горю: вспомни, напротив, о таких случаях, когда ты был счастлив. Почерпни утешение и силу из таких воспоминаний и поднимись над приливной волной печали. Женщин называют "слабыми" потому, что они поддаются раздражению и скорби гораздо легче, чем мужчины, поэтому Я хотел бы попросить их приложить большие старания для преодоления этих двух чувств. Лучшим противоядием является памятование Имени Божьего, намасмарана, и если мужчины или женщины воспользуются им, Господь придет на помощь. Это вселит веру в то, что всё в воле Божьей, и научит тебя никогда не ликовать и никогда не отчаиваться.
40. Священная культура этой древней страны осквернена одним пороком - нетерпимостью; нетерпимостью к успеху, процветанию или прогрессу другого. Если ты не можешь помочь другому, по крайней мере, не наноси ему вреда, не причиняй ему боль. Это само по себе уже большая заслуга. Какое ты имеешь право выискивать недостатки у другого, либо говорить о нем плохо? Если ты говоришь, что ничто на земле не может случиться без воли Бога, то зачем испытывать досаду или гнев? Твой долг состоит в том, чтобы очиститься, очистить свою душу. Такое устремление обеспечит тебе сотрудничество со всеми добрыми людьми, и ты почувствуешь, как сила и радость переполнят тебя.
41. Человек должен быть: (1) исполненным преданности, (2) готовым испытать страдания, (3) жаждущим служить Господу, (4) свободным от привязанности к преходящему, (5) правильного поведения, (6) милосердным, (7) с незапятнанной репутацией, (8) не имеющим недостатков в характере, (9) полным чувства удовлетворения, (10) наделенным всеми достоинствами, (11) образованным, (12) обладающим мудростью, (13) контролирующим себя, (14) имеющим похвальные социальные качества, (15) гуманным и (16) безраздельно посвятившим себя Богу.
42. Научись соизмерять свои симпатии и антипатии с симпатиями и антипатиями других людей, научись возвышенному искусству жертвы и служения. Когда ты гневно выступаешь против своей свекрови, помни, что придет день, когда у тебя тоже будет невестка. Старайся оценить ее точку зрения, она может обладать большим предвидением, большим опытом, большим чувством ответственности, она может больше знать о людях и вещах, чем ты, впервые входящая в ее дом. Семья мужа, в которую ты входишь при замужестве, является хорошей средой для самодисциплины, она - садханакшетра, поле духовной практики.
43. Когда тебя уличили в каком-либо проступке, не впадай в гнев, проследи за своим поведением и найди в себе недостатки, самоанализ является первым шагом к самосовершенствованию и покою. Не преувеличивай недостатки других, но преуменьши их и считай их малыми, свои же недостатки преувеличь, считай их большими и стремись поскорее избавиться от них. Воспринимай тех, кто нашел в тебе недостатки, как твоих друзей и благодетелей, ибо они подают тебе предупреждающие сигналы заблаговременно. Я нахожу, что сегодня искусство контраргументаций, доходящих до цинизма, распространилось повсюду. Это - опасный признак. По этой причине исчезли почтительность и уважение к учителю.
44. Вы ездите в переполненных автобусах, одеваетесь в привлекающие внимание одежды, носите с собой груды книг, но позвольте Мне сказать вам, что самая большая красота женщин состоит в добродетели, шилим. Придавайте значение ниште, духовной дисциплине, а не нааште, завтраку. Начиная с этого момента ведите праведную, размеренную жизнь, сделайте это привычкой, доспехами, которые защитят вас от вреда. Обращайте молитву к Богу и повторяйте Его Имя, либо размышляйте о Его Славе в течение определенного периода времени каждый день. Вы обнаружите, что это вознаграждается сполна. Не говорите: "Дай мне почувствовать вкус награды, и тогда я начну духовную практику". Практикуйте и опыт к вам придет, должен прийти.
45. Если ты хочешь, чтобы другие тебя уважали, ты тоже должен уважать их. Если хочешь, чтобы другие тебе служили, послужи им сам первым. Любовь вызывает любовь, доверие порождает доверие. Самовозвеличивание и эгоизм влекут за собой беду. Как правило, ни одна радость не может сравниться с радостью служения другим. Будь подобен этим часам; они показывают правильное время всем, кто подходит узнать который час, независимо от того, кто подошел. Они не имеют любимчиков и нелюбимых.
46. Знание Духа, Атмы, как самой основы всего сущего, ныне забыто, и в этом - причина всеобщего беспокойства, смятения и нравственного кризиса. Сегодня речь идет о том, чтобы разбудить спящих и сообщить, что Я пришел.
47. Будь милосердным, полезным, добрым, богобоязненным, служи людям - и люди будут на твоей стороне. Я уверен, что министр Канти, который находится здесь, согласится со Мной, если Я скажу, что такому человеку не придется просить отдать за него голоса: люди сами придут к нему и отдадут ему свои голоса. Вера, вера - вот само дыхание победы, вера сама по себе, вера в благие деяния, которые ты совершил, вера в успех, вопреки неудачам.
48. Пусть ваше сердце станет обителью Саи, это даст вам блаженство, а Мне - радость.
49. На благие деяния всегда найдутся силы, Господь явится и поможет. Это лишь вопрос времени, не падай духом. Апельсин горек, пока зелен, время постепенно делает его сладким, восхитительным фруктом. Терпение и напряженное усилие вознаградятся.
50. Также и в других странах необходимо восстановить истинные ценности и возродить веру в Божественность человека - вот для каких дел Я пришел.
51. Одно из общепринятых значений слова "карма" - "судьба", "рок" или "запись" на челе, которая неизбежно должна исполниться. Укрыться и спастись бегством невозможно. Но люди забывают, что она написана их собственной рукой. Рука, написавшая это, может и стереть написанное. Шелуху, которой покрыт рис, можно удалить, приложив усилия; иллюзию, майю, убедившую тебя записать всю эту судьбу, можно победить в одно мгновение и тогда можно стереть записи на всей странице.
52. Шанкара предложил заполнить свой разум мыслями о Боге, чтобы обезьяна ума была приручена и служила Божьим целям. Тебе тоже следует сделать ум слугой Бога, а не рабом чувств.
53. Каждый должен вобрать в себя высшие ценности и, считая себя Атмой, следовать Закону духа, атмадхарме. Вот Моя миссия, выполнить которую Я пришел.
54. Ты слушаешь Меня, но что ты обретаешь, слушая? Согласен ты или нет с тем, что Я даю тебе духовное блаженство? А что ты дашь Мне взамен? Дай Мне благочестивое поведение, о котором Я говорю тебе: выполняй то, чему Я учу, этого достаточно. Вот все, о чем Я прошу.
55. Человек не должен умереть, подобно кошке или собаке. Он должен покинуть мир более свободным и счастливым, чем был, когда пришел в этот мир. Он должен уйти, исполненный благодарности за возможность, данную ему - узреть Бога во всем, что он видел, слышал, осязал, обонял и воспринимал на вкус. Он должен помнить Господа, делая последний вздох.
56. Усвой привычку вспоминать Господа при каждом дыхании твоем, лишь тогда ты сможешь вспомнить о Нем при последнем вздохе.
57. Ты не должен умирать как обычный человек, ты должен умирать как Бхишма. Он возлежал на ложе из стрел, и обучал Пандавов великому искусству умиротворения (Шантипарве), и когда он умирал, Кришна находился пред ним и в его сердце. Смерть считается чем-то, чего надо бояться, чем-то, о чем нельзя говорить в счастливых обстоятельствах. Но смерть сама по себе ни хороша и ни плоха. У тебя нет выбора в этом случае. Ты не можешь получить ее скорее, если она желанна тебе, ты также не можешь избежать ее, проклиная ее как нечто дурное. Она - завершение, которое неизбежно: с момента рождения начинается путь к месту кремации. Некоторые достигают этого места быстрее других. Некоторые идут окольными путями и прибывают позднее.
58. Отдай себя в руки Бога, и пусть Он подарит тебе успех или неудачу, какая разница? Он может обращаться с тобой жестко, либо Он может творить тебе благо, только и всего. Как ты можешь судить Его? Кто ты, чтобы судить Его? Делай свое дело и храни молчание.
59. Ты сейчас не осознаешь своей удачи, состоящей в том, что Я стал твоим поводырем. Я не успокоюсь, пока ты не преобразишься.
60. Если ты Меня спросишь, то Я скажу тебе, что Гита подобна балансу, весам, игле и т. д.
Лишь знание (джнана) может удалить неведение (аджнану) Арджуны - такова воля Господа. Знание следует воплощать на практике. Иначе пользы не будет.
61. Ты в свете. Свет - в тебе. Ты - свет. Вот этапы духовного пути.
62. Я хочу, чтобы вы все построили новые дома для счастливой жизни, и утвердили Господа в них. Я не имею в виду дома из кирпичей и цемента, но дома добрых мыслей, добрых слов, добрых дел и благочестивого общества, где вы могли бы жить спокойно и все вместе. Пригласите Меня войти в этот дом и поселиться в нем, и Я, скорее всего, соглашусь. Поистине, ведь тогда дом уже Мой, и не требуется даже приглашения приблизиться и войти в него. Те дома - для мирского комфорта, этот дом - для духовной радости. А Мое место обитания есть чистое вдохновенное сердце.
Ум должен быть всегда чистым, незамутненным, спокойным и бесстрашным. Не думать горестно о прошлом, не колеблясь исполнять свой долг - вот признак практикующего садхану. Будь готов радостно встретить любое препятствие на пути. Лишь такой человек может достичь своей цели.
77. Если преданный посвятил свое тело, ум и существование Господу, то Господь Сам будет следить за всем, так как Он всегда будет с ним. Тогда и в молитве нет необходимости. Если ты веруешь в Господа безраздельно, почему Он откажет тебе в милосердии? Однако люди не привыкли целиком и полностью полагаться на Господа.
78. "Асато ма сад гамайа, тамасо ма джйотир гамайя: мритйор ма амритам гамайя", - это шанти-мантра. Значение этой мантры передается разными людьми по-разному, некоторые передают его дословно, некоторые - цветистым, поэтическим языком. "О, Господь, если я получаю счастье от объектов мира сего, сделай так, чтобы я забыл о нереальных объектах и укажи мне путь к вечному счастью", - вот первый текст молитвы.
"О, Господь, если объекты мира привлекают меня, удали тьму, скрывающую Атму, которая есть единственно реальный объект!" Вот второй текст этой же молитвы.
79. "О, Господь, благослови меня через Твое милосердие бессмертием и высшей радостью, исходящей от осознания лучезарности Атмы, присутствующей в каждом объекте". Это третий текст молитвы. Вот подлинный смысл упомянутой мантры.
Знай, что целью человека является Высшая Душа, Параматма, направь все усилия на эту цель, не давай разуму отклоняться от этой цели, в этом суть учения всех Писаний. Практикуй лишь такую самодисциплину, и окажется, что ты осуществляешь на практике все Писания.
83. Чтобы насладиться миром и покоем, человечество должно вдохновляться и жить в соответствии с идеалами дхармы, это связано с взаимной терпимостью в семье. Это основывается на поведении, которое благостно и нацелено на служение друг другу. Такое поведение имеет очарование само по себе. Избегай в твоем поведении, поступках и речах малейшей склонности причинить боль другим, оскорбить или навредить кому-либо. Найди лучшие средства для своего исправления, практикуй такой образ жизни, чтобы воздерживаться от нанесения вреда себе и иди всегда дорогой Истины. Вот путь Красоты, вот поведение, которое действительно чарует.
84. Для этого необходимо великодушие. Человек может обрести его лишь в том случае, если у него есть врожденный импульс, самскара и преданность, бхакти, в каждом его действии. Через преданность Господу, человек обретает кротость, боязнь греха и веру в священное писание. Благодаря этим трем качествам человек избавляется от мелочности и становится великодушным. Посему, о, ищущий, направь твои усилия на то, чтобы обрести веру в Бога и боязнь греха. Это поможет тебе стать кротким; помни: кротость есть шанти, умиротворение.
85. Многие утверждают, что умиротворение есть самоуважение. Но они смешивают самоуважение с уважением к некоей внешней оболочке, к телу либо к положению кого-либо в обществе. То есть, речь здесь идет об уважении к человеку, как к отдельной личности, а не как к высшему "Я" или Атме. Уважение, воздаваемое Господу, Атме, вот подлинное самоуважение, а не что-либо иное.
86. Истина есть Атма, Высшее Я, чистая према есть Атма, Господь есть Атма, бескорыстное служение есть Атма. Уважение к ним есть самоуважение. То же самое касается и умиротворения, шанти. Если ты постоянно помнишь о всемилостивейшем Господе, олицетворении Истины; Господе, сама сущность которого есть любовь, это и будет самоуважением. Чтобы заслужить это, ты должен отвергнуть ничего не стоящее уважение к благополучию и положению в обществе, отвергнуть хвалу и хулу, осмеяние и лесть, и заняться духовной практикой с полной верой в Истину и в Господа. В этом подлинное шанти, незапятнанное шанти, вечное шанти.
87. Прежде всего, ты должен понять свое предназначение. Кто ты? Атман. Откуда ты пришел? Из Атмана. Куда ты идешь? К самому Атману. Как долго ты будешь здесь? До тех пор, пока не сольешься с Атманом. Где ты сейчас пребываешь? В нереальном, в вечно меняющемся. В какой форме? В форме не-Атмана. Во что ты углублен? В мимолетные проблемы. Чем ты должен заняться в будущем? Отказаться от этого и испытать другое, чтобы войти в вечное, углубиться в непреходящее и насладиться блаженством Атмана.
 Счастье, истина и жертвенность - вот настоящее богатство сокровищницы Бога. Ты можешь быть счастлив лишь тогда, когда ты поймешь родство, которое должно существовать между людьми. Когда мы спрашиваем себя, что такое счастье, то получаем ответ, что отсутствие скорби и есть счастье.
Если ты возжелал узреть Мой образ в своем сердце, то тебе следует развернуть объектив в Мою сторону, не правда ли? Обрати свой интеллект, эмоции, чувства, свои деяния ко Мне, тогда Мой образ запечатлеется в твоем сердце. Но если ты направляешь твой объектив на мир и светские вещи, как могу Я запечатлеться в твоем сердце?
Благодаря глубокой преданности стремление к плотским удовольствиям должно исчезнуть, ибо она очистит сознание. После чего Бог будет отражаться отчетливо и можно будет познать Реальность, а это ведет к спокойствию, которое есть наивысшее блаженство.
Продолжительность жизни находится под Его контролем, то есть под контролем Того, Кто дал жизнь - Создателя. Она не зависит от калорий съеденной пищи, или от введенных препаратов, или от квалификации врача, прописавшего лекарства. Главными причинами болезней, нездоровья и смерти являются страх и потеря веры. Если человек сконцентрируется на Атме, которая не имеет ни изменений, ни характеристик, ни убывания, ни дряхлости, ни отклонений, ни порчи, то он может победить смерть. Поэтому наиболее эффективным рецептом является инъекция Атма-видьи (знания Атмы, Души, как реального "Я").
Бог - обитатель этой физической оболочки. Помни о Нем всю свою жизнь и посвящай все свои действия - дыхание, речь, работу и досуг Ему, ибо благодаря Ему и с Его помощью ты способен делать все это.
Заболевать и звать врача - это нечто неестественное. После того, как ты предашься Богу, - всё с тобой будет хорошо; болезни исчезнут.
 
Жизнь - это Вечность. Завтра - это точка в Вечности, как вы это видите, и вы определяете этот момент по времени. Но Я не определяю какой-либо момент во времени, ибо все ЕСТЬ СЕЙЧАС: прошлое, настоящее и будущее. Да, все для Меня - сейчас, ибо Я пожелал, чтобы было так. Я играю, как кажется, в никогда не прекращающуюся игру. Вы можете назвать ее игрой, но это божественная игра. В один прекрасный день вы удивитесь красоте неизменной "leela", что является творением Господа. Я всегда буду любить вас, ибо вы Мои дети. Вы должны научиться любить Меня тоже, ибо это единственный путь, который приведет вас обратно ко Мне, и даст вам возможность осознать вашу собственную Божественность. Имейте Веру, имейте Любовь, имейте Сострадание; служите, любите и помогайте своему ближнему, это - путь к Божественности.
(послание Сатья Саи Бабы)
 
 
Литература
 
БЛАГОВЕСТИЕ САТЬЯ САИ 
Санкт-Петербург, 1996. В фонд благотворительных программ "Центра Сатья Саи".

 


 

< вернуться к списку