Прометей

Зов сердца. О сострадании.

 Дверь заветная залита Светом,
как до неё мне дойти, расскажи…

 
«СОСТРАДАНИЕ ЕСТЬ ВЕНЕЦ БУДУЩЕГО»
 
 
        Я говорю вам, пусть пламя сердца вашего пылает огнем сострадания.
В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания.
Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути.
Помните предание о Семи Вратах.
Терновый путь не для всех полон терний.
Есть души, которым и терновый венец лучше венца царского,
И грубая одежда лучше пурпура императоров.
(Листы Сада Мории, ч.I, 324)
Н.К.Рерих. "Сострадание"
         
 
Есть одна очень красивая история, описывающая сострадание, чей свет исцеления сияет повсюду.
Будда, еще до того, как он стал просветленным, однажды вспомнил одну из своих прежних жизней. У великого императора было три сына, и Будда, которого звали Махасаттва, был младшим из них. Он был от природы любящим и сострадающим мальчиком, относившимся ко всем живым тварям как к своим детям.
Однажды император отправился со своим двором на пикник в лес, и принцы пошли играть в чащу. Там они нашли тигрицу, только что родившую тигрят и настолько ослабевшую от голода, что она была уже готова съесть своих новорожденных детей. Махасаттва спросил своих братьев:
"Что нужно тигрице сейчас съесть, чтобы она выжила?"
"Только свежую плоть или кровь", - ответили они.
"Кто мог бы отдать свою собственную плоть и кровь, чтобы накормить ее и спасти жизнь ей и ее тигрятам?" - спросил он.
"На самом деле, кто?" - ответили они. Махасаттва был глубоко тронут положением тигрицы и ее детей и стал думать:
"Я так долго бесполезно странствовал через сансару, жизнь за жизнью, и так мало сделал из-за моего желания, гнева и невежества, чтобы помочь другим существам. Вот, наконец, великая возможность".
Принцы уже возвращались к своим спутникам, когда Махасаттва сказал:
"Вы двое идите вперед, а я вас догоню".
Он тихо прокрался назад к тигрице, подошел прямо к ней и лег перед ней на землю, предлагая себя ей в пищу. Тигрица смотрела на него, но была настолько слаба, что даже не могла раскрыть пасть. Поэтому принц нашел острую палку и нанес своему телу глубокую рану; потекла кровь, тигрица слизывала ее, и к ней вернулись силы, она смогла раскрыть свою пасть и съела его.

Махасаттва отдал свое тело, чтобы спасти тигрят, и благодаря великой заслуге его сострадания он был вновь рожден в более высокой области и проследовал к своему просветлению и новому рождению Буддой. Но своим действием он помог не только самому себе: сила его сострадания очистила также и тигрицу с ее тигрятами от их кармы и даже от любого кармического долга, в котором они могли оказаться перед ним за то, что он спас их жизни. Фактически, его сострадательное действие было настолько сильно, что создало между ними кармическую связь, протянувшуюся далеко в будущее. Сказано, что тигрица и ее тигрята, получившие плоть Махасатгвы, родились вновь как первые пять учеников Будды, получившие самыми первыми его учения после того, как он достиг просветления. Какой взгляд дает нам эта история на то, насколько воистину огромна и таинственна сила сострадания!

 

      О Владыко, нареченный Состраданием!
Узри Своих сынов во тьме людской.
Тьма, тьма, тьма.
Свет, свет, свет.
Без тьмы не было бы сияния света,
Ибо только во тьме свет виден.
(Листы Сада Мории, ч.I, 327)
Н.К.Рерих. «Будда-победитель». 1925
       
 
Будда говорил, что не может быть осознанности без сострадания, как и сострадания без осознаннос­ти. Сострадание — это внутренняя сторона осознан­ности.
Став просветленным, Будда отправился домой.  Его отец был в гневе! Все это время он копил свои эмоции, и вот настал момент выплеснуть их. Он на­чал оскорблять сына, говоря: "Почему ты пришел сей­час, через 12 лет? Ты был "глубокой раной" для меня. Ты почти убил меня! Я так долго ждал! Ты не был для меня сыном, ты был врагом!"
Это продолжалось долго, Будда молчал, в его гла­зах была любовь и великое сострадание. "Почему ты молчишь?" — спохватился отец.
Будда сказал:
— Вначале выскажи все то, что ты накопил в себе за 12 лет. Отведи душу! Только тогда ты сможешь по­нять меня. Я хотел бы сказать тебе одну вещь: ты раз­говариваешь с кем-то другим, не со мной. Человек, который покинул твой дом много лет тому назад, не вернулся. Он умер! Я совершенно новый человек. Но сначала отведи душу, твои глаза полны гнева, так что ты не можешь даже видеть меня.
Постепенно отец остыл, он вытер слезы и с инте­ресом стал разглядывать сына. "Да, это другой чело­век. Конечно, лицо и фигура те же самые, но он не знаком мне, это совершенно новое существо" — ду­мал он про себя. Он сказал:
— Ты изменился. Я хотел бы вкусить то, что ты вкусил. Смерть приближается, я очень стар. Посвяти меня в Тайну! Прости меня за мой гнев. Хорошо, что ты пришел.
         

Сострадание, сострадание, сострадание.
Взываем, взываем к вам уже много раз — будьте такими.
 
(Листы Сада Мории, ч.I, 331)
 Н.К.Рерих. "Капли жизни". 1924
           
 
   Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
Вы - свободные люди, и то, что вы сделали - ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: "Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу". Теперь я спрашиваю вас: "Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?"
Один человек из толпы сказал:
Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.
 
     
Будда с чашей для сбора подаяний.                      Будда сидит на цветке лотоса. Тибетские иконы.
     
 
   Однажды, когда Будда со своими учениками от­дыхал в тенистой прохладе деревьев, одна куртизан­ка подошла к нему. Как только она увидела Божествен­ное лицо, сияющее небесной красотой, она влюби­лась в него, и, в экстазе, с распростертыми объятиями, громко воскликнула:
— О Прекрасный, сияющий, я люблю тебя! Ученики, давшие обет безбрачия, были очень удивлены, услышав, что Будда сказал куртизанке:
— Я тоже люблю тебя, но, любимая моя, прошу, не притрагивайся ко мне сейчас. Куртизанка спросила:
— Вы называете меня любимой и я люблю Вас, почему же Вы запрещаете мне прикасаться к Вам? Великий Мастер ответил:
— Любимая, я повторяю, что сейчас не время, я прейду к тебе позже. Я хочу проверить свою любовь!
Ученики подумали: "Неужели Учитель влюбился в куртизанку?"
Несколько лет спустя, когда Будда медитировал со своими учениками, он внезапно воскликнул:
— Мне нужно идти, любимая женщина зовет меня, теперь я действительно ей нужен.
Ученики побежали за Буддой, который, как им показалось, был влюблен в куртизанку и бежал, что­бы встретиться с ней. Все вместе они прибыли к тому дереву, где встретили куртизанку несколько лет на­зад. Она была там. Ее некогда прекрасное тело было покрыто язвами. Ученики остановились в растерян­ности, а Будда взял ее изможденное тело на руки и понес в больницу, говоря ей:
— Любимая, вот я пришел, чтобы проверить свою любовь к тебе и исполнить свое обещание. Я долго ждал возможности проявить свою подлинную любовь к тебе, ибо я люблю тебя, когда всякий другой пре­кратил любить тебя, я обнимаю тебя, когда все твои друзья не желают прикасаться к тебе.
После излечения куртизанка примкнула к учени­кам Будды.
 
   
Я сказал вам о красоте,
Я сказал о любви,
Я сказал о действии.
Я сказал о преданности,
Я сказал о готовности и о сострадании.
Я показал вам окно боя.
Я показал значение отважности,
И, наконец, Я призвал вас к Великому Служению.
 
(Листы Сада Мории, ч.I, 357)
 Грев Кафи. Будда.
     

 ""Буддами Сострадания" называются те бодхисатвы, которые, достигнув степени архата,, отказываются перейти в состояние нирваны или "облечься в покровы дхармакаи и перейти на тот берег", чтобы не лишить себя возможности помогать человечеству, насколько карма позволяет такую помощь. Они предпочитают оставаться невидимо (так сказать, в духе) в мире и содействовать спасению людей, влияя на них, чтобы они следовали Доброму Закону, то есть ведя их на путь праведности."  (Е.П.Блаватская "Голос Безмолвия")

   Сердцу Космоса равно сердце Архата. Огню солнца равно сердце Архата. Вечность и движение Космоса наполняют сердце Архата. Майтрейя приходит и горит всеми огнями. И горит Сердце Его состраданием ко всему обнищавшему человечеству; пылает Сердце Его утверждением новых начал.
У людей живет понятие мертвых Архатов, и бедные «йоги» питают воображение их своими образами. Когда же человечество поймет, что Архат есть высшее проявление Материи Люциды, то оно поймет, что нет разграничения между Материей Люцидой, дающей Свет, и Материей Любви, облекающей все Светом. Человечество облекает Архата в суровую оболочку, но Материя Люцида сияет Любовью.
<…> Высшее дано высшему, и высшее живет в высшем, и высшее будет первенствовать в измерении высших миров. (Иерархия, 3)
 
   
 Тише, тише...Не судите, это грех...
Вы порадуйтесь душою за успех...
Вы поплачьте над чужою - над бедой...
Сострадание - ручей с живой водой...
Тише, тише... Не ругайте сгоряча...
Чья -то жизнь, возможно, гаснет как свеча...
Не задуйте ненароком тот огонь...
Подержите, поднеся к нему ладонь...
Тише, тише...Не врывайтесь в жизнь людей,
Наблюдая с высоты судьбы своей...
Потому что жизнь - сплошные этажи...
Там, вверху, возможно, просто больше лжи...
Тише, тише...Ведь слова острей ножа...
Нужно жить, на сердце злобы не держа...
Много мнений, только помнить нужно впредь,
Что на всех свою рубашку не одеть...
Тише, тише...Там где слухи - правды нет...
Лишь Всевышний знает правильный ответ...
И от глаз его не скрыться, не уйти,
Вот поэтому живи и не суди.
 
   После смерти человек попал на суд Божий. Христос просмотрел его жизнь и, оставшись ею доволен, сказал: - Ты хорошо прожил свою жизнь и не запятнал свою душу грехами. Будь же благословен! Тебе дорога в рай. При этом присутствовал один христианин, который, возвысив голос, сказал: - Господи, ты, наверное, ошибся, отправляя этого человека в рай. Я всю жизнь прожил рядом с ним и должен тебе сказать, что он не достоин там находиться, ибо он даже не был крещён, не был христианином и не посещал храм. Ты, наверное, пропустил это. - Да, ты прав, - виновато сказал Христос, - он не был христианином и не посещал храм, но: - Но что? Ты что, хочешь сделать ему поблажку? Милосердие и всё такое - это, конечно, хорошо, но без порядка всё станет с ног на голову. Так что этого человека нужно отправить в ад. Приговорённый молчал и смиренно стоял, ожидая своей участи. - Что ж, раз так надо, то надо, - грустно сказал Господь и указал человеку на дверь в ад. - Да будет на всё святая воля твоя, - сказал человек и направился к двери. - Вот теперь справедливость восстановлена, и каждый будет находиться там, где ему и положено, - довольно сказал христианин.   - Подожди, подожди, брат, - сказал Христос приговорённому, - я пойду с тобой. Здесь, где нет любви и сострадания, мне делать нечего, - и, положив ему руку на плечо, он шагнул вместе с ним в открытую дверь.
 
   
Вы, ученики Мои, мужайтесь.
Мечтайте о будущем — и узрите возрождение мира.
Не забудьте о сострадании в своем устремлении. Поймите!

(Листы Сада Мории, ч.I, 333)
 
   Попал верующий человек после смерти на суд Божий. Душа его со всеми добродетелями и пороками, а также совершённым добром и злом была взвешена и найдена слишком лёгкой, и вынесен был приговор — отправить человека в ад.
— Но за что, Боже? — спросил он, — я же верил в тебя, читал священное писание, ходил в храм, пел песнопения, читал молитвы, постился и соблюдал все религиозные праздники. И вообще, я ведь не убивал и не воровал. За что же тогда ты наказываешь меня?
— А с чего ты взял, что мне нужны твои молитвы, посты и песнопения? Не мне, а в первую очередь тебе они нужны. Ты думаешь, что я торговец, скупающий всё это и меняющий на разные блага и место в раю? Сам посмотри на весы, ты видишь, что перевешивает? — ответил Господь.
— Но я не понимаю, как такое может быть? — продолжал спрашивать человек.
— Твои добродетели слишком лёгкие. Неделание зла — это самая маленькая добродетель, если её можно назвать добродетелью, ибо это качество очень легко может стать пороком. Вспомни, сколько раз ты не обращал внимания на страждущих, сколько раз закрывал своё сердце, и вот оно заразилось жестокосердием и равнодушием.
Ты говоришь, что не убивал и не крал. Это правда, но только отчасти. Ты убивал в себе душу, изгоняя из своего сердца «надоедливые» мысли о помощи и сострадании. Ты воровал ту сердечность, любовь и сострадание, что предназначались другим. Ты должен был отдавать их, а не запирать в своём сердце. От этого сердце твоё стало большим, но не потому, что научилось вмещать в себя достаточно любви и сострадания для всех, а потому, что раздулось от скопившейся там любви, которую ты придержал для себя. И вот ты ходишь с этим «большим сердцем» и мнишь себя праведником, а тем временем любовь в тебе уже сгнила и испортилась, так что превратилась из добродетели в порок высокомерия и гордыни. Теперь она несёт не жизнь, а боль и страдание не только окружающим тебя людям, но и тебе самому, отравляя твоё и их существование.
Пойми, мало не делать зла, нужно ещё творить добро. А чтобы не испортились добро и любовь, находящиеся в твоём сердце, ты должен отдавать их, а не запирать в себе. В противном случае любовь в твоём сердце из весело бегущего ручейка, радующего глаз и несущего всему жизнь, превратится в стоячее, зловонное болото, кишащее гадами, пиявками и комарами.
 
       
О любви могу сказать: у чистых душ она стремится наверх, а сострадание — вниз.
Можно любить Бога, нужно представить Его чудесным мучеником за творческие мысли на благо Мира.
Можно доверчиво и даже дерзко стучаться в Его Храмы.
И если стук сознателен, то в ответ получаете новые силы, хотя и не сразу осознанные.

(Листы Сада Мории, ч.I, 347)
                                               Грев Кафи. "Святой Остров"
 
    Женщина вышла из своего дома и увидела на уличном дворике троих стариков с длинными белыми бородами. Она не узнала их. Она сказала:
— Наверное вы мне не знакомы, но вы должно быть голодны.
Пожалуйста, входите в дом и поешьте.
— А муж дома? — спросили они.
— Нет, ответила она, — Его нет.
— Тогда мы не можем войти, — ответили они.
Вечером, когда ее муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся.
— Иди и скажи им, что я дома и пригласи их в дом! — сказал муж.
Женщина вышла и пригласила стариков.
— Мы не можем пойти в дом вместе, — ответили они.
— Почему же? — удивилась женщина.
Один из стариков объяснил: — Его зовут Богатство, — сказал он указывая на одного из своих друзей, и сказал указывая на другого:
— А его зовут Удача, а меня зовут Любовь. — После чего добавил:
— Сейчас иди домой и поговори со своим мужем о том, кого из нас вы хотите видеть в своем доме.
Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован.
— Как хорошо!, — сказал он, — Если уж надо сделать выбор, давай пригласим Богатство. Пусть войдет и наполнит наш дом богатством!
Но его жена возразила: — Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?
Их дочь слушала спор межу отцом и матерью сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением:
— А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарит любовь!
— Давай согласимся с нашей девочкой, — сказал муж жене.
— Иди и попроси Любовь стать нашим гостем.
Женщина вышла и спросила троих стариков:
— Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем
Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Двое других стариков последовали за ним. Удивленная, леди спросила Богатство и Удачу:
— Я же пригласила только Любовь, почему вы идете?
Старики ответили:— Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь, куда она идет, мы всегда идем за нею. Там где есть Любовь, всегда есть и Богатство и Удача!
 
 Мать Тереза

Однажды вечером в наш дом пришел человек и сказал: «Тут неподалеку живет семья индусов, у них восемь детей, и они уже очень давно ничего не ели. Сделайте для них что-нибудь». Я взяла рису и немедленно отправилась к ним. По лицам детей было видно, что они ужасно голодны. Я протянула их матери рис. Каково же было мое удивление, когда она отсыпала половину риса в миску и вышла. Когда она вернулась, я спросила ее: «Куда вы ходили? Что вы сделали?» — «Они тоже хотят есть», — только и сказала мне женщина. Оказалось, что по соседству жила мусульманская семья, и эта женщина знала, что им тоже нечего есть.

Меня потрясла не доброта женщины, которая поделилась рисом с соседями. Удивительно другое: она знала, что ее соседи голодают. А знаем ли мы, кому рядом с нами нужна помощь? Есть ли у нас время, чтобы узнать? Есть ли у нас время поделиться с другими хотя бы улыбкой?
 
 
 
 
Шёпот
Однажды ехал молодой человек на новом великолепном «ягуаре». Он был в отличном настроении и напевал какую-то мелодию.
Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги.
Молодой человек осторожно объехал их и собрался снова набрать скорость, но в этот момент он услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?! — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
 
 
    Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит.. молока!
И тот стакан - дал силы снова жить!
Поверил он - есть в мире доброта!

Минуло много лет... он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину увидел,
Ту, что дала когда то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!..

Квитанцию к оплате принесли,
Всю жизнь платить! - подумала тогда,
И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет! Он рядом написал -
Оплачено стаканом молока!
 
В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
Отдыхающий ангел спросил другого:
— Что же ты летаешь туда-сюда?
— Я ношу Богу послания, которые начинаются - "Помоги Господи..."
А почему ты всегда отдыхаешь?
— Я должен носить Господу послания, которые начинаются -
"Благодарю тебя, Господи..."
 

 

Согьял  Ринпоче

Как пробудить Любовь и Сострадание  

 
Пробудить в себе сострадание - труднее, чем нам часто кажется, потому что истоки нашей любви и сострадания часто скрыты от нас, и у нас может и не быть к ним прямого доступа. К счастью, существует несколько специальных методов, разработанных буддийской "тренировкой ума" в сострадании, для того, чтобы помочь нам пробудить нашу скрытую любовь. Из огромного разнообразия имеющихся для этого методов я выбрал несколько, изложенных ниже, и расположил их таким образом, чтобы они были как можно более полезны тем, кто живет в современном мире.
 
ЛЮБЯЩАЯ ДОБРОТА: РАСПЕЧАТЫВАНИЕ ИСТОЧНИКА
 
Когда мы считаем, что в нас недостаточно любви, этот метод позволяет открыть и пробудить ее. Вернитесь в своем уме к той любви, которую кто-то давал вам и которая по-настоящему вас трогала, быть может, в вашем детстве, и воссоздайте, почти зримо представьте ее. Традиции учат вас в первую очередь думать о вашей матери и ее пожизненной преданности вам, но если вы находите это проблематичным, то можете думать о вашей бабушке или дедушке, или о ком угодно, кто был глубоко добр к вам в вашей жизни. Вспомните определенный случай, когда такой человек действительно показал вам свою любовь, и вы живо эту любовь почувствуете.
Теперь позвольте этому чувству вновь возникнуть в вашем сердце и наполнить вас благодарностью. В то время как вы это делаете, ваша любовь естественно направится на того человека, который пробудил ее. Вы тогда вспомните, что даже если вы не всегда чувствовали, что вас достаточно любят, вас, по крайней мере, однажды, истинно любили. Знание этого сейчас даст вам вновь почувствовать, так же, как тот человек дал вам почувствовать тогда, что вы достойны любви и действительно можете быть любимы.
Пусть ваше сердце теперь откроется, позвольте любви истекать из него; затем протяните эту любовь ко всем существам. Начните с тех, которые ближе всего к вам, затем дотянитесь своей любовью до друзей и знакомых, затем до соседей, до чужих людей, затем даже до тех, кто вам не нравится или с кем у вас трудности, даже до тех, кого вы могли бы считать вашими "врагами", и, наконец, до всей вселенной. Позвольте этой любви становиться все более и более безграничной. Как говорят учения, беспристрастие вместе с любящей добротой, состраданием и радостью, является одной из четырех, вместе образующих цельное стремление сострадания. Этот всеобъемлющий и непредвзятый подход беспристрастности в действительности представляет собой самое начало и основу пути сострадания.
Вы увидите, что эта практика распечатывает источник любви, и при этом распечатывании в вас вашей собственной любящей доброты вы обнаружите, что это вдохновляет рождение сострадания. Потому что, как сказал Майтрейя в одном из поучений, данных им Асанге, "вода сострадания течет по каналу любящей доброты".
СОСТРАДАНИЕ: СЧИТАТЬ СЕБЯ ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ, КАК ДРУГИЕ
 
Один из мощных методов пробуждения сострадания состоит в том, чтобы думать о других так же, как о себе. "В конце концов, - как объясняет Далай-лама, - все люди совершенно одинаковы - сделаны из человеческой плоти, костей и крови. Все мы желаем счастья и стремимся избегать страдания. Более того, мы имеем равные права быть счастливыми. Другими словами, важно осознать нашу одинаковость как человеческих существ".
Например, скажем, у вас трудности с кем-то, кого вы любите - вашей матерью или отцом, мужем или женой, любимым или другом. Рассмотрение этого другого человека не в его привычной "роли" матери, отца или мужа, а просто как другого "самого себя", другое человеческое существо, с точно теми же чувствами, что и у вас, тем же стремлением к счастью, тем же страхом перед страданием, чрезвычайно вам поможет и многое откроет. Если вы будете думать об этом человеке как о реальном человеке, точно таком же, как вы сами, то это раскроет ваше сердце навстречу ему и даст вам большее прозрение в том, как оказать помощь.
Если вы будете рассматривать других точно такими же, что и вы сами, это поможет вам раскрыть ваши взаимоотношения и придать им новое и более богатое значение. Представьте себе, если бы народы и государства стали рассматривать друг друга таким же образом; как минимум это послужило бы началом прочной основы мира на земле и счастливого осуществования всех народов.
 
СОЧУВСТВИЕ: ЗАМЕНА ДРУГИХ САМИМ СОБОЙ
 
Когда кто-то страдает, а вы не знаете, как помочь, то поставьте себя, не уклоняясь, на место этого человека. Как можно более живо представьте, через что бы вы проходили, если бы испытывали ту же самую боль. Спросите себя: "Как я бы себя чувствовал? Как бы я хотел, чтобы мои друзья со мной обращались? Что мне было бы более всего от них нужно?"
Когда вы таким образом заменяете других самим собой, вы непосредственно переносите свою любовь к себе от ее обычного предмета, вас самих, на других существ. Таким образом, замена других самим собой является очень мощным способом ослабления той хватки, которой держит вас ваше любящее себя и цепляющееся за себя эго, и освобождения сердца вашего сострадания.
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГА, ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ СОСТРАДАНИЕ
 
 Еще одним сильным методом пробуждения сострадания к страдающему человеку является представление на его месте одного из ваших самых дорогих друзей или кого-то, кого вы действительно любите.
Представьте своего брата или дочь, или родителя, или лучшего друга в такой же самой болезненной ситуации. Совершенно естественно ваше сердце раскроется и в вас пробудится сочувствие: чего же вы будете больше желать, как не освободить их от этих мук? Теперь возьмите это сострадание, рожденное в вашем сердце, и перенесите его на того человека, который нуждается в вашей помощи. Вы обнаружите, что ваше сердце вдохновлено более естественно, и вам легче направлять его.
Иногда меня спрашивают: "Но если я так сделаю, не будет ли причинен какой-то вред тому другу или родственнику, кого я представляю себе в такой же боли?" Наоборот, то, что вы будете думать о них с такой любовью и состраданием, может только пойти им на пользу и даже принести исцеление какой-то боли или страдания, которые они испытывали в прошлом, могут испытывать сейчас или в будущем.
Ведь сам тот факт, что они послужили пробуждению в вас сострадания, хотя бы на мгновение, принесет им огромную заслугу и благо. Благодаря тому, что они частично были ответственны за раскрытие вашего сердца и позволили вам помочь вашим состраданием больному или умирающему человеку, их заслуга за это действие естественно к ним вернется.
Вы также можете мысленно посвятить заслугу за это действие тому другу или родственнику, который помог вам раскрыть ваше сердце. И вы можете пожелать ему добра и помолиться, чтобы его в будущем освободили от страдания. Вы будете благодарны этому вашему другу, а если вы ему скажете, что он помог вам пробудить ваше сострадание, то и он тоже может почувствовать вдохновение и благодарность.
Поэтому вопрос - "Не будет ли вреда моему другу или родственнику, которого я воображаю на месте больного или умирающего?" показывает, что мы понастоящему не поняли, насколько мощно и чудесно действует сострадание. Оно благословляет и исцеляет всех, кто соприкасается с ним: того человека, от которого исходит сострадание, того человека, посредством которого оно создается, и того, на кого это сострадание направлено. Как говорит Порция в Венецианском Купце у Шекспира:
 
Не действует по принужденью милость,
Как теплый дождь, она спадает с неба
На землю и вполне благословенна:
Тем, кто дает и кто берет ее.
 
Сострадание - это драгоценный камень исполнения желаний, чей свет исцеления сияет повсюду.
 
КАК МЕДИТИРОВАТЬ О СОСТРАДАНИИ
 
Но все же пробуждение этой силы сострадания не всегда дается легко, как я говорил выше. Сам я считаю, что лучше всего прямо применять самые простые способы. Ежедневно жизнь дает нам бесчисленные возможности раскрытия наших сердец, надо только ими воспользоваться. Мимо вас проходит старуха с печальным и одиноким лицом, ногами с распухшими венами, едва несущая две пластиковые сумки, набитые покупками; бедно одетый старик стоит перед вами в очереди на почте; мальчик на костылях растерянно и тревожно оглядывается, собираясь пересечь улицу с оживленным движением транспорта; сбитая собака истекает кровью на шоссе; девушка сидит одна в углу вагона метро, истерически всхлипывая. Включите телевизор, и на экране может возникнуть мать, стоящая на коленях у тела ее убитого сына; или старушка, показывающая репортеру тарелку супа, которая составляет ее единственную пищу на этот день, и не знающая, будет ли у нее завтра даже такая еда; или один малышей, ставший жертвой СПИДа, смотрит на вас безжизненными глазами, лишенными выразительности.
Любое из этих зрелищ может открыть глаза вашего сердца на то, насколько огромно страдание в мире. Позвольте ему это. Не тратьте зря ту любовь и горе, которые оно вызовет; в тот момент, когда вы почувствуете, как в вас поднимается сострадание, не отмахивайтесь от него, не отворачивайтесь и не старайтесь быстрее вернуться к "норме", не пугайтесь своего чувства и не смущайтесь его, не позволяйте себе отвлечься от него или дать ему уйти в апатию. Будьте уязвимы: используйте этот быстрый, ясный прилив сострадания! сосредоточьтесь на нем, уйдите в глубину своего сердца и медитируйте на нем, развивайте его, укрепляйте и углубляйте. Делая это, вы осознаете, насколько вы были слепы к страданию, насколько та боль, которую вы сейчас переживаете или видите, составляет лишь крохотную частицу боли всего мира. Страдают все существа, повсюду; позвольте вашему сердцу излиться ко всём им в непроизвольном и неизмеримом сострадании, и направьте это сострадание вместе с благословением всех Будд на облегчение страдания везде, где бы то ни было.
Сострадание - это нечто гораздо более великое и благородное, чем жалость. Корни жалости лежат в страхе и чувстве высокомерия и снисходительности, а иногда даже в самодовольном чувстве - "Я рад, что это не я". Как говорит Стивен Левин: "Когда ваш страх касается чьей-то боли, он становится жалостью; когда ваша любовь касается чьей-то боли, она становится состраданием". Поэтому обучаться состраданию - это познать, что все существа одинаковы и страдают одинаково, это почитать всех, кто страдает, и знать, что ты сам ни от кого не отделен и никого не превосходишь.
Таким образом, ваша первая реакция, когда вы видите, как кто-то страдает, - не жалость, но глубокое сострадание. Вы чувствуете к этому человеку уважение и даже благодарность, потому что теперь вы знаете, что тот, кто своим страданием побуждает вас к развитию сострадания, на самом деле дает вам один из величайших даров, помогая вам развивать то самое качество, которое вам наиболее нужно в движении к просветлению. Вот почему в Тибете мы говорим, что и нищий, просящий у вас денег, и больная старуха, при виде которой у вас ноет сердце, могут быть на самом деле буддами, появившимися в таком облике у вас на пути, чтобы помочь вам расти в сострадании и тем продвигаться к состоянию будды.
 
КАК НАПРАВИТЬ СВОЕ СОСТРАДАНИЕ
 
Когда вы достаточно глубоко медитируете о сострадании, то в вас возникнет сильное стремление облегчить страдания всех существ, а также острое чувство ответственности за достижение этой благородной цели. Тут существует два способа мысленно направить ваше сострадание и сделать его действенным.
Первый способ состоит в том, чтобы из глубин своего сердца вознести всем буддам и просветленным существам молитву о том, чтобы все, что вы делаете, все ваши мысли, слова и поступки шли только на благо существ и несли им счастье. Говоря словами одной великой молитвы, "благослови меня на то, чтобы быть полезным". Молитесь о том, чтобы вы приносили благо всем, кто с вами соприкасается, и помогали им преображать их страдания и их жизни.
Второй, универсальный способ - направлять то сочувствие, что у вас есть, ко всем существам, посвящая все свои положительные действия и духовную практику их благополучию и особенно их просветлению. Ведь когда вы глубоко медитируете о сострадании, в вас появляется осознание того, что единственной возможностью оказать полную помощь другим существам - это самому достичь просветления. Это ведет к сильному стремлению и чувству вселенской ответственности, и в этот момент в вас возникает рожденное из сочувствия желание достичь просветления ради блага всех других.
Это сочувственное желание на санскрите называется Бодхичитта: бодхи означает нашу просветленную сущность, а читта означает сердце. Так что это можно перевести, как "сердце нашего просветленного ума". Пробуждать и развивать это сердце просветленного ума - значит постоянно способствовать созреванию семени нашей природы будды, того семени, которое в конце, когда наша практика сострадания станет совершенной и всеобъемлющей, даст величественный цветок состояния будды. Таким образом, Бодхичитта является источником и корнем всего духовного пути.
Вот почему в нашей традиции мы с таким усердием молимся:
  Те, кто еще не родил драгоценного Бодхичитты,
Пусть родят его,
Те, кто родил - пусть их Бодхичитта не умаляется, но
Возрастает все более и более.
 
И вот почему Шантидева мог с такой радостью восхвалять Бодхичитту: 
Это высший эликсир,
Преодолевающий всевластие смерти,
Это неистощимое сокровище,
Уничтожающее в мире бедность,
Это высшее лекарство,
Смиряющее болезнь нашего мира,
Это дерево, осеняющее всех существ,
Устало бредущих по пути обусловленного существования.
Это вселенский мост,
Ведущий к свободе от несчастных состояний рождения.
Это восходящая луна ума,
Рассеивающая мучения страшных понятий.
Это великое солнце, наконец изгоняющее
Туман мирского невежества.
 

  

 

 

 


 
 
 

 

< вернуться к списку