Прометей

Шри Ауробиндо (15.08.1872— 05.12.1950)

 

         
Если перед тобой великая цель, а возможности твои ограничены, —
всё равно действуй, ибо только через действие
могут возрасти твои возможности.
 
Исследуй себя без сожаления, тогда ты станешь более милосердным и сострадательным к другим.
 
Шри Ауробиндо
Шри Ауробиндо
           
 
 
"Жизнь, Жизнь, Жизнь", - слышу я крики страстей; "Бог, Бог, Бог", - отвечает душа. Пока ты не увидишь и не полюбишь Жизнь единственно как Бога, радость Жизни останется недоступной для тебя.
Шри Ауробиндо.


"…Ауробиндо Гхош говорит: "Мы говорим человечеству: настало время, когда вы должны отважиться на великий шаг и подняться из повседневности к более высокой, глубокой и широкой жизни, к которой движется человечество. Проблемы, которые тревожили человечество, могут быть разрешены лишь внутренним сознанием, не насильственным утруждением сил природы в угоду пошлости и роскоши, но овладением силами интеллекта и духа, завоеванием человеком как внутренней, так и внешней свободы и победою внешней природы внутренним устремлением. Для этого подвига возрождение Азии необходимо и потому Азия подымается". Еще Гхош говорит: "Силы старого мира, силы деспотизма, силы традиционных привилегий и эгоистических эксплуатаций, силы братоненавистнической борьбы и себялюбивого соревнования вечно борются, чтоб снова воссесть на земные троны. Определенное движение реакции очевидно во многих странах и сейчас здесь, может быть, более, нежели в Англии. Попытка вернуться к старому миру есть один из тех необходимых поворотов, без которого он не может быть окончательно истощен и исключен из эволюции. Старый мир подымается лишь для того, чтоб быть побежденным и снова раздавленным"…
Н.К.Рерих. "Алтай-Гималаи" гл.VII "Хотан"


…Обстоятельства новые спешат, но их космический размах не позволяет уложить их в слишком краткий срок. Родные, верьте нам, многое не можем доверить бумаге, ибо любопытствующих немало. Но исполнимся мужества и примем новую тактику, тактику агрессивности. На днях читала книгу йога Ауробиндо Гхоша, в которой он пишет, что на ранней ступени эволюции агрессивность необходима, ибо без нее наступает разложение. Так и нам заповедано действенное противление злу, а не бездарная защита. Без определенного сопротивления волны хаоса затопят нас. Так, родные, пусть страх не парализует всех возможностей…
Е.И.Рерих. Письма в Америку. 28.10.1937
 
 

 

Слова Шри Ауробиндо о Себе
 
 

Шри Ауробиндо

     
Шри Ауробиндо. 1918 г.
     
Я вижу, вы упорствуете в написании биографии – неужели это так необходимо и важно? Попытка заранее обречена на провал, поскольку ни вы, ни кто-либо другой ничего не знаете о моей жизни; она не проходила на поверхности так, чтобы люди могли видеть её.
стр.378 
* * *
 
Я не испытывал нужды в духовности, я развил в себе духовность. Я не был способен понять метафизику, я стал философом. Я не обладал видением живописи – я развил его с помощью Йоги. Я трансформировал свою природу из того, чем она была в то, чем она не являлась. Я сделал это с помощью определенного метода, а не с помощью чуда, и я сделал это, чтобы показать, что это осуществимо и то, как это сделать. Я сделал это не потому, что испытывал в этом личную необходимость и не с помощью чуда, не имеющего никакого процесса. Ведь, если бы это было так, то тогда моя Йога была бы бесполезна, а вся моя жизнь была бы ошибкой – просто нелепым капризом Природы, лишённым какого-либо смысла и следствия. Кажется, что вы все считаете большим комплиментом говорить мне, что то, что я сделал, ни для кого, кроме меня не имеет значения – в то время как это самая дискредитирующая критика моей работы, какая только возможна. И я также не сделал это сам, если подо мною самим вы подразумеваете того, кем был Ауробиндо. Он сделал это с помощью Кришны и Божественной Шакти. Я также получил помощь и от человеческих источников.
13 февраля 1935 года,стр.148-9  

* * *

Пока у меня был всеразделяющий ум, я отвращался от многих вещей; после того, как я забыл о нем, я искал по всему миру уродливое и отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.

* * *

Вопрос: Как ваш интеллект мог стать таким мощным ещё до того, как вы начали Йогу? 
Ответ: Он был совсем не таким прежде, чем я начал Йогу. Я начал Йогу в 1904 году, и вся моя работа, за исключением некоторой поэзии, была сделана позже. Кроме того, у меня были врождённые интеллектуальные способности, и то, как они возросли до Йоги, было не результатом подготовки, но результатом обширной бессистемной деятельности развития идей на основе всего прочитанного, увиденного или пережитого. Это не подготовка, это естественное развитие.
13 ноября 1936 года, стр.222  
* * *
 
Но что за странные идеи снова! – что я родился с супраментальным темпераментом, и что мне не знакомы трудности реальной жизни! Боже Милостивый! Да вся моя жизнь – это борьба с трудностями реальной жизни, от лишений и голода в Англии и постоянных и жестоких трудностей до гораздо больших трудностей, непрерывно назревающих здесь, в Пондичери, как внешних, так и внутренних. Моя жизнь была борьбой с самых ранних лет и по-прежнему остаётся таковой: тот факт, что я веду её сейчас из комнаты наверху и с помощью духовных средств, также как и других – внешних, ничего не меняет в её характере. Но, конечно же, поскольку мы не кричим об этом повсюду, то, я полагаю, для других людей вполне естественно думать, что я живу в величественном, сиятельном и праздном сказочном мире, где нет никаких трудностей жизни или Природы. Но какая же это иллюзия!
стр.153-4 
* * *
 
Вы, вероятно, думаете, что у меня (я не говорю сейчас о Матери) никогда не было никаких сомнений или отчаяния, или каких-либо подобных атак. Я испытал все атаки, какие только доводилось испытать человеческим существам, иначе я бы не мог никого заверять в том, что «И это тоже можно преодолеть». По крайней мере, я бы не имел права говорить так. Ваша психология ужасно жесткая. Я повторяю, Божественное, когда оно принимает на себя бремя земной природы, делает это полностью, искренне и без каких-либо трюков и обмана. Если и есть что-то позади него, что всегда проявляется из-под покровов, то это, по сути своей, то же самое, пусть даже и в большей степени, что стоит позади всех остальных – и это делается для того, чтобы заставить осознать его присутствие здесь.
Психическое существо делает одно и то же для всех, кому предначертан духовный путь — не нужно быть исключительной личностью, чтобы следовать ему. В этом и заключается ваша ошибка – вы постоянно твердите о величии, будто только великие люди могут быть духовными.
8 марта 1935 года, стр.154 
* * * 
 

Вопрос: Мы всегда удивлялись, зачем вам нужно было писать и переписывать свою поэзию – например, «Савитри», которая переписывалась десять или двенадцать раз – в то время как вы имеете в вашем распоряжении всё вдохновение, и вам не нужно затрачивать на него столько усилий, сколько затрачивают на него такие начинающие Йоги как мы.  
Ответ: Всё очень просто. Я использовал «Савитри» как средство восхождения. Я начал писать её, находясь на определённом ментальном уровне, и всякий раз как мне удавалось достичь более высокого уровня, я переписывал её с этого уровня. Более того, я был очень требователен – если какая-то часть казалась мне пришедшей с более низких уровней, я не удовлетворялся этим лишь потому, что это было хорошей поэзией. Всё должно было быть, насколько это возможно, одной чеканки. Фактически, «Савитри» не рассматривалась мною как поэма, которая должна быть написана и закончена, но как поле экспериментирования, чтобы увидеть, как далеко можно зайти в написании поэзии, исходя из своего собственного Йогического сознания, и как это можно осуществить творчески. Я не переписывал «Розу Бога» или сонеты, кроме двух или трёх словесных изменений, сделанных одномоментно. стр.229
 

* * * 

Вопрос: Оверментальный Разум кажется нам таким далёким, а от вашей гималайской суровости и величия у меня так захватывает дух, что сердце трепещет!
Ответ: Что за вздор! Это я-то суровый и великий, неумолимый и непреклонный? Вы назвали все чёртовы черты, которых у меня никогда не было! Я стенаю в не-Ауробиндовском отчаянии, когда слышу подобные вещи! Куда у всех вас подевался здравый смысл? Чтобы достичь Оверментального Разума, вовсе необязательно избавляться от такого простого, но полезного качества. Здравый смысл, между прочим, это не логика (которая меньше всего в мире похожа на здравомыслие), он просто видит вещи такими, какие они есть, ничего не преувеличивая и не преуменьшая — не воображая никаких немыслимых фантазий — и не приходя в «Я не знаю почему»-подобное отчаяние.    23 февраля 1935 года,стр.354-5
 
* * *
 
Вы говорите, что этот путь слишком трудный для вас и вам подобных, и что только «Аватары», такие как я и Мать, могут сделать это. Это ошибочное представление; ибо это, напротив, самый лёгкий, простой и наиболее прямой путь, и каждый может сделать это, если он только успокоит свой разум и витальное, и те, кто обладают даже десятой частью ваших способностей, могут сделать это. Это другой путь, путь напряжения и упорных усилий является трудным и требует огромной силы Тапасьи. Что касается меня и Матери, то нам пришлось испробовать все пути и все методы, преодолеть горы трудностей, нести ношу гораздо более тяжёлую, чем несли вы или кто-либо ещё в Ашраме и за его пределами, в намного более трудных условиях, сражаться в битвах, терпеть раны, прокладывать путь через непроходимые болота и пустыни и чащи, побеждать враждебные орды – делать такую работу, которую, я уверен, никому не доводилось делать до нас. Ибо Лидер, ведущий по Пути в такой работе, как наша, должен не только принести вниз, олицетворять и воплощать Божественное, но также представлять собой восходящий элемент в человечестве и нести бремя человечества во всей полноте и испытать не только в качестве игры или Лилы, но со всей серьёзностью все препятствия, трудности и сопротивление, полный помех и задержек и только медленно становящийся победоносным труд, которые только возможны на Пути. Но нет никакой необходимости и даже невозможно, чтобы всё это повторялось снова в полной мере в опыте других людей. Именно потому, что мы имеем полный опыт, мы можем показать другим более прямую и лёгкую дорогу – если они только согласятся по ней идти. Именно потому, что наш опыт завоёван огромной ценой, мы можем побуждать вас и всех остальных: «Займите психическое отношение; следуйте прямым солнечной тропой, с Божественным, явно или тайно поддерживающим вас, – если тайно, то оно ещё покажет себя, когда придёт время – не настаивайте на тяжёлом, полном препятствий, окольном и трудном пути».
5 мая 1932 года, стр.463 
* * *
 
Сознание Матери – это божественное Сознание, и Свет, который исходит из него – это свет божественной Истины, Сила, которую она приносит вниз – это сила божественной Истины. Тот, кто получает и принимает и живёт в свете Матери, начинает видеть истину на всех планах – ментальном, витальном, физическом. Он будет отвергать всё небожественное, ибо небожественное — это ложь, невежество, заблуждения тёмных сил; небожественное — это всё тёмное и не желающее принимать божественную Истину, её свет и силу. Следовательно, небожественное — это всё, что не желает принимать свет и силу Матери. Вот почему я всегда говорю вам, чтобы вы сохраняли контакт с Матерью, с её светом и Силой, потому что только так вы можете выйти из этого замешательства и тьмы и принять Истину, которая приходит свыше.
Когда мы говорим о Свете Матери или о моём Свете в особенном смысле, мы говорим об особенном оккультном действии — мы говорим об определённом свете, который приходит из Супраментального Разума. В этом действии Свет Матери – это Белый Свет, который очищает, озаряет, приносит вниз саму сущность и силу Истины и делает трансформацию возможной. Но, по сути, любой свет, который приходит свыше, из высочайшей божественной Истины, является светом Матери.
Между моим путём и путём Матери нет разницы; мы идём и всегда шли одним и тем же путём – путём, ведущим к супраментальному преобразованию и божественной реализации; не только в конце, но с самого начала он был одним и тем же.
Попытки вызвать раскол и противостояние, ставя Мать на одну сторону и меня на противоположную или совершенно другую сторону, всегда были уловками сил Лжи, стремящихся помешать Садхаку достичь Истины. Выбросьте из головы все эти ложные идеи.
Знайте, что свет и сила Матери – это свет и сила Истины; всегда оставайтесь в контакте со светом и силой Матери, только тогда вы сможете подняться к божественной Истине.
10 сентября 1931 года,стр.455
Все приведённые цитаты взяты из
Собрания Сочинений Шри Ауробиндо
 
 
Мать о Шри Ауробиндо
 
 
Шри Ауробиндо      
 Шри Ауробиндо. 1915 г.
     
То, что Шри Ауробиндо представляет в мировой истории — это не учение, ни даже откровение; это решительное действие, исходящее непосредственно от Всевышнего.
14 февраля 1961 года, Volume 13, CWM, pp.1-35
* * *
 
Шри Ауробиндо пришёл на землю не для того, чтобы принести учение или веру, соперничая с предыдущими вероисповеданиями и учениями, но чтобы показать, как превзойти прошлое и открыть конкретный путь в надвигающееся и неизбежное будущее.
22 февраля 1967 года, Volume 13, CWM, pp.1-35
* * *
 
Шри Ауробиндо пришёл на землю, чтобы научить людей этой истине. Он сказал им, что они только переходные существа, живущие в ментальном сознании, но обладающие возможностью обрести новое сознание, сознание Истины, и способные жить совершенно гармоничной жизнью, прекрасной и добродетельной, счастливой и полностью сознательной. Всё время своей жизни на земле Шри Ауробиндо посвятил тому, чтобы установить в себе это сознание и помочь тем, кто собрался вокруг него реализовать это сознание, которое он назвал Супраментальным.
24 июля 1951 года, Volume 12, CWM, p.116
* * *
 
Но испытать такое явственное ощущение… такое, какое было у меня, когда я прибыла из Японии: я находилась на судне, в открытом море, я ничего не ожидала (естественно, я была занята своей внутренней жизнью, но физически я находилась на судне), когда, совершенно внезапно, неожиданно, примерно за две морские мили* от Пондичери, качество, можно даже сказать, физическое качество атмосферы, воздуха, изменилось настолько, что я знала, что мы входим в ауру Шри Ауробиндо. Это было физическое переживание, понимаете, и я гарантирую, что любой человек, обладающий достаточно пробуждённым сознанием, может почувствовать то же самое.
* Морская миля = 1,852километра.
17 марта 1951 года,Volume 4, CWM, p.223
* * *
 
Я попутно могла бы сказать вам, что во всевозможной так называемой духовной литературе я всегда читала удивительные вещи об этом состоянии транса или самадхи, и так произошло, что я никогда не испытывала подобного. Поэтому я не знала, было ли это признаком моей неполноценности. И когда я прибыла сюда, одним из моих первых вопросов к Шри Ауробиндо был следующий: «Что вы думаете о самадхи, об этом состоянии транса, о котором человек ничего не помнит? Человек погружается в состояние, напоминающее блаженство, но когда он выходит из него, то ничего не знает о том, что с ним произошло». Тогда он посмотрел на меня, понял, что я имела в виду, и сказал мне: «Это бессознательное состояние». Я потребовала от него объяснений, воскликнув: «Что?» Тогда он сказал мне: «Да, вы входите в то, что называется самадхи, когда вы выходите из своего сознательного существа и входите в ту часть вашего существа, которая полностью бессознательна, или, гораздо чаще, в ту область, в которой вы не имеете никакого соответствующего сознания – вы выходите за пределы своего сознания и входите в область, в которой вы больше не имеете сознания. Вы пребываете в безличном состоянии, другими словами, в состоянии, в котором вы бессознательны; и поэтому, естественно, вы ничего не помните, потому что вы ничего не сознаёте». Тем самым он меня успокоил, и я сказала ему: «Что ж, со мной такого никогда не случалось». Он мне ответил: «И со мной тоже!» (смеётся)
22 августа 1956 года, Volume 8, CWM, p.275-6
* * *
 
Я собираюсь привести вам два примера, чтобы вы поняли, что такое истинная спонтанность. Первый, вы все его, несомненно, знаете, это когда Шри Ауробиндо начал писать «Арью» в 1914 году. Это не было ни ментальным знанием, как и ни ментальным творением, записанным им: он устанавливал безмолвие в своем разуме и садился за печатную машинку, и тогда свыше, с высших планов, спускалось всё, что должно было быть написано, полностью готовое, и всё, что ему оставалось делать, это только стучать пальцами по печатной машинке, и оно записывалось. Именно в этом состоянии ментального безмолвия, которое позволяет пройти знанию (а также выражению) свыше, он написал всю «Арью», все её семьдесят две печатных страницы в месяц. Вот почему, кроме всего прочего, он смог это сделать, потому что, если бы это было ментальным построением, это было бы совершенно невозможно.
29 августа 1956 года, Volume 8, CWM, p.282
* * *
 
Вы помните ночь огромного циклона, сопровождавшегося ужасным грохотом и проливным дождём? Я подумала, что нужно пойти в комнату Шри Ауробиндо, чтобы помочь ему закрыть окна. Я открыла его дверь и увидела, что он спокойно сидит за своим столом и пишет. Комната была наполнена таким плотным покоем, что никто не мог бы даже подумать, что на улице бушует ураган. Все окна были широко раскрыты, но ни одна капля дождя не попадала внутрь.
1930-31 год, Volume 3, CWM, p.155
* * *
 
Напротив, был кто-то (я потом скажу вам кто это), у кого в комнате находились сотни книг, бесчисленное количество листов бумаги, тетрадей и всевозможных вещей, и поэтому, входя в комнату, вы видели повсюду книги и бумаги – всё было полностью загромождено ими. Но если вам непосчастливилось передвинуть один маленький клочок бумаги, он немедленно узнавал об этом и спрашивал вас: «Кто прикасался к моим вещам?» Когда вы входите, вы видите так много вещей, что совершенно теряетесь среди них. И каждая вещь имела своё место. И это было сделано настолько сознательно, что, должна вам сказать, если кто-то перемещал одну бумагу — например, листок с записями или письмо, или что-то ещё, который убирался в другое место с идеей навести порядок – он говорил вам: «Вы трогали мои вещи; вы переложили их и устроили в них беспорядок». Это, конечно же, был Шри Ауробиндо!
3 февраля 1954 года, Volume 6, CWM, p.14
* * *
 
Другая история относится к тем временам, когда Шри Ауробиндо имел обыкновение ходить подолгу в своих комнатах. Он так ходил по многу часов, это был его способ медитировать. Только при этом он хотел знать точное время, поэтому в каждой комнате были установлены часы, чтобы он мог в любой момент видеть который час. Таких часов было трое. Одни были в комнате, где работала я; это место было, так сказать, его отправной точкой. Однажды он вошёл и спросил: «Сколько сейчас времени?» Он посмотрел на часы, но часы остановились. Тогда он пошел в соседнюю комнату со словами: «Я посмотрю время там» – и там часы тоже остановились. И они остановились в тот же момент, что и другие, понимаете, с разницей в несколько секунд. Он пошёл в третью комнату… часы и там остановились. Он трижды прошёл туда и обратно – все часы стояли! Тогда он вернулся в мою комнату и сказал: «Это чья-то злая шутка!», и все часы, одни за другими, снова пошли.
2 апреля 1951 года, Volume 4, CWM, p.275-6
* * *
 
Я видела — я видела, как Шри Ауробиндо проделывал это в голове кого-то, кто обычно жаловался на досаждающие его мысли. Он словно протягивал руку и захватывал кружащуюся маленькую черную точку и затем делал вот так (жест кончиками пальцев), как берут насекомое, и отбрасывал его прочь. И на этом всё заканчивалось. Всё становилось неподвижным, спокойным, ясным…
8 января 1958 года, Volume 9, CWM, p.254
* * *
 
Я задался вопросом о Шри Ауробиндо. Я спросил себя, какой степени он достиг, прежде чем уйти – какой степени трансформации. Мне хотелось бы знать это. Например, как отличается работа, которую ты делаешь сейчас и та, которую он делал в то время?
Он накопил в своём теле огромное количество супраментальной Силы, и когда он ушёл…. Понимаете, он лежал на кровати, а я стояла рядом с ним, и тогда совершенно конкретно, настолько сильно, что можно было подумать, что это можно увидеть глазами – вся эта супраментальная Сила, которая была в нём, перешла из его тела в моё. И я даже чувствовала трение от её прохождения. Это был поразительный опыт.
20 декабря 1972 года,Volume 11, CWM, p.328
* * *
 
Сегодня начинается год столетия со дня рождения Шри Ауробиндо. Несмотря на то, что он оставил своё тело, он всегда находится среди нас, живой и деятельный.
Шри Ауробиндо принадлежит будущему; он — посланник будущего и всегда показывает нам путь, чтобы ускорить реализацию блистательного будущего, предначертанного Божественной Волей.
Все те, кто хотят принять участие в прогрессе человечества и истинной судьбе Индии, должны объединиться в предвидящем стремлении и просвещённом труде.
15 августа 1971 года, Volume 13, CWM, p.1-35
* * *
 
Шри Ауробиндо пришёл на землю, чтобы провозгласить манифестацию супраментального мира. И он не только провозгласил эту манифестацию, но также частично воплотил эту супраментальную силу и показал нам на собственном примере, что необходимо делать, чтобы подготовить себя для её манифестации. Лучшее, что мы можем сделать – это изучить всё, что он нам сказал и приложить усилия, чтобы последовать его примеру и подготовить себя к новой манифестации.
Это придаст истинный смысл нашей жизни и поможет нам преодолеть все препятствия.
Так давайте же жить ради нового творения, и тогда мы будем становиться всё сильнее и сильнее, оставаясь при этом молодыми и прогрессивными.
30 января 1972 года, Volume 13, CWM, p.1-35
* * *
 
Когда в вашем сердце и в ваших мыслях вы больше не будете делать никакого различия между Шри Ауробиндо и мной, когда думать о нём будет означать для вас думать обо мне, а думать обо мне будет неизбежно означать думать о Шри Ауробиндо, когда видеть одного будет неизбежно означать видеть другого, как одну и ту же Личность, — тогда вы будете знать, что вы начинаете открываться супраментальной силе и сознанию.
4 марта 1958 года, Volume 13, CWM, p.1-35
* * *
 
Шри Ауробиндо постоянно находится в тонком физическом, и он там очень активен. Я вижу его почти каждый день, а прошлой ночью я провела с ним несколько часов.
Если вы станете сознательными в тонком физическом, вы обязательно встретите его…
21 декабря 1969 года,

Тебе, кто был материальной оболочкой нашего Господа, Тебе наша бесконечная благодарность. Перед Тобой, кто столько сделал для нас, кто работал, боролся, страдал, надеялся, вынес так много, перед Тобой, кто повелел быть всему, прошёл через всё, подготовил и достиг всего для нас, перед Тобой мы преклоняемся и молим об одном, чтобы мы никогда не забыли, даже на мгновение, всё, чем мы обязаны Тебе.»
 

 

 Шри Ауробиндо "Мысли и афоризмы"
 
 
Рай  существуют лишь в сознании души. Да, но то же самое можно сказать и о  Земле со всеми ее материками, морями, полями, пустынями, горами и  реками. Весь мир есть
не что иное, как образ, построенный в сознании  Души.

В человеке есть  две союзные силы: знание и  мудрость. Знание - это та  часть искаженной  средой  истины, до которой  ощупью  добирается  разум;
мудрость - то, что прозревает в духе око божественного видения.
Я не могу называть цивилизацией варварский комфорт и кричащее изобилие Европы. Людей, несвободных духом и не умеющих привести окружение к благородной гармонии, нельзя назвать цивилизованными. 

Бог – наш мудрый и совершенный Друг; ибо он знает, когда нас поразить и когда – обласкать, когда нас убить и когда – спасти и поддержать.

Болезнь будет неизменно возвращаться в тело, если в душе сохраняется изъян; ибо пороки разума – это скрытая причина пороков тела. Точно так же нищета и неурядицы всегда будут преследовать человека в обществе, пока ум человечества остается во власти эгоизма .

В неведении своем я полагал, будто гнев бывает благородным, а месть великой; теперь же, когда я смотрю на Ахиллеса в его эпическом неистовстве, я вижу очаровательное дитя в очаровательном приступе ярости – и радуюсь и забавляюсь от всей души.

Бог, Гуру мира, мудрее разума твоего; положись на Него, а не на этого высокомерного скептика, вечно занятого самим лишь собой.

Люди говорят и думают: «Ради моей родины!», «Ради человечества!», «Ради всего мира!», на самом же деле они имеют в виду: «За меня на моей родине!», «За меня в человечестве!», «За меня, отождествленного в воображении моем со всем миром!». Может быть, это и расширение пределов, но не освобождение. Выйти на просторы и находиться в просторной тюрьме – это не одно и то же.

Люди говорят о врагах, но где они? На великой арене вселенной я вижу лишь борцов, выступающих за ту или иную команду.

Удивительно: люди могут любить Бога, но не в силах полюбить человечество. Кого же, собственно, они любят?

Храбрость и любовь – единственные необходимые добродетели; даже если все остальные ослабнут или заснут, эти две сохранят душу живой.

В провидении Бога нет зла – одно лишь добро или процесс его становления.

Способность думать – это замечательный дар, но способность не думать – это дар гораздо более великий.

 В северной Индии пастух, страдающий от лихорадки, садится на час или два в холодную воду реки и выходит оттуда исцеленным и здоровым. Проделай то же самое образованный человек, он умрет - не потому, что по природе своей целебное средство излечивает одного и убивает другого, но потому, что разум самым пагубным образом укоренил в наших телах ложные привычки.

Увидеть структуру солнца или линии Марса несомненно великое достижение; но когда ты обладаешь инструментом, способным показать тебе человеческую душу, как наблюдаемую картину, то чудеса физической Науки вызывают улыбку, подобно детским игрушкам.
 
Будь безбрежен во мне, о Варуна; будь могуч во мне, о Индра; о Солнце, будь светлым и ясным; о Луна, будь преисполнена свежести и обаяния. Будь лютым и ужасающим, о Рудра; будьте стремительными и быстрыми, о Маруты; будь сильным и смелым, о Арьяман; будь сладостным и приятным, о Бхага; будь нежным, добрым, любящим и страстным, о Митра. О Рассвет, будь ярким и разоблачающим; о Ночь, будь торжественна и преисполнена смысла. О Жизнь, будь обильно уготованной и нетленной; о Смерть, направь мои стопы от большого к великому. Содержи все это в гармонии, о Брахманаспати. Позволь мне не быть подвластным всем этим богам, о Кали.
* * *
 
 Зов

Вокруг ревут ветра, ярится непогода,
Но ввысь шагаю я, к заоблачным снегам.
Кто в путь пойдет со мной, кто изберет свободу,
Взойдет на кряж, смирит грозу и ураган?  
Не в душных городах и замкнутых жилищах,
Не в круге тесных стен обрел я свой простор —
Здесь надо мною Бог сияет синей тишью,
Здесь вкруг меня кипит мятежных вихрей спор.  
Здесь одиночество я превратил в забаву
И в злоключениях нашел себе друзей.
Кто ищет широты, кто жаждет Божьей славы —
Сюда в страну вершин взбирайся поскорей!
Я ураганов царь и горных круч владыка,  
Я вольной воли дух и смельчаков герой.
Кто стоек и решим, кто ищет высших пиков,
Тот зов услышит мой и ввысь пойдет со мной. 
Шри Ауробиндо

 

 

 

< вернуться к списку