Прометей

Россия - Миссия Новых Времен.

 

МЫ ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ БОГАТЫ!
 
Н.К.Рерих. Земля Славянская.

Завет

 

 
Н.К.Рерих.
 
… Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество.
Чтобы полюбить Родину, надо познать её. Пусть познание чужих стран лишь приведёт к Родине, ко всем её несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены пространства, полные всяких богатств. Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремлённость к обновлению жизни.
Где нарождается красота, там придёт и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познаётся и мир всего мира. В мире идёт строительство и светлое будущее.
А где постройка идёт, там всё цветёт. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит.
Мы любовью к Родине богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский.
Н. К. Рерих . 24.10. 1939 г.
 
***

ВСЕСЛАВЯНСКОЕ


 
«В великой битве произойдет объединение народов». Вот и великая битва. Вот и зерно единения. Десятого августа под председательством Алексея Толстого в Москве собрался славянский съезд. Уже полвека наблюдаю течения славянских волн. То уже приближались они, готовые к взаимопониманию, то всякий сор мешал братскому единству.
Русский народ всегда любил своих дальних братьев. Готов был биться за них. Тою же сердечностью отвечали и славянские народы. Все-таки славянин — брат. Многим братьям выпала тяжкая доля. Тем драгоценнее чуять, что за долами, за горами живет братский народ. Летит сердечная мысль, согревается душа изболевшая, и рождается надежда.
Великое, необозримое сотрудничество возможно. Не только возможно оно, но даже заповедано под древними дубами на исконных советах славянских. Где только ни притаились славянские корни! Лужичане и поморяне словно бы совсем заперты, но все же Боривой не сгиб, и белые кони могут выйти из священных дубрав.......
Н.К.Рерих

***

     
Н.К.Рерих. Святой Сергий.
     
....Сколько новых незаслуженных оскорблений вынес народ русский! Даже самые, казалось бы, понятные и законные его действия зло толковались. То, о чем в отношении других стран деликатно умалчивалось, то вызывало яростные нападки иноземного печатного слова. При этом потрясающе было видеть неслыханное вранье, которое никогда не было опровергнуто. Малейшая кажущаяся неудача русская вызывала злобное гоготание и поток лжи, не считаясь с правдоподобием. Все это остается во внутренних архивах.
Остается также и то, что победы русские были исключены на Западе из исторических начертаний. А если уже невозможно было не упомянуть об удачах, о строительстве русского народа, то это делалось шепотом, в самых пониженных выражениях. И об этом остались нестираемые памятки. Для иноземных катастроф находились в международной печати самые выспренние восклицания. Понесенные удары провозглашались победами, и преувеличению не было границ. Обо всем этом тоже остались печатные листы: бумага все терпит, а сознание людское все принимает, что отвечает его внутреннему желанию.
Но не помогло обидчикам русского народа все это кусательство.
Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский, в своей целине необозримой, выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!»
Об этом можно было бы написать поучительное историческое исследование. Будет в нем сказано о том, как народ русский не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой Родины. Ох, хотели бы стереть с лица земли пятую часть света! Искажаются гримасами враждебные личины, слыша сведения о достижениях русских. Судьба неуклонно слагает великий путь народов русских необъятностей — не замай!
 
Н.К.Рерих. "НЕ ЗАМАЙ!"
 
***

 

   
Н.К.Рерих. Сожжение тьмы
   
Среди странствий на полях культуры пришлось встретить множество разнообразнейших людей. Можно их делить по самым разным признакам, но сейчас хочется написать по признаку душевного расположения к русскому народу. Одни думают, что у русского народа совсем нет друзей. Другие, наоборот, считают, что друзей много. И то и другое неопределительно. Друзья-то есть, но они очень трудно распознаваемы. Душевная расположенность есть не надуманное, но врожденное качество. Начнем ли мы смотреть по расовому признаку — ничего не выйдет. Начнем ли вспоминать исторические примеры — и на этих данных будут лишь недоразумения.
Может оказаться, что целые войны были с друзьями, а всякие притворные вежливости были в кругу врагов. Не сказать ли примеры? Знаем, как многократно русский народ помогал другим народам, и в большинстве случаев никакой ни признательности, ни душевности не происходило. Русский народ отдавал, почти дарил огромные области свои, но и эти душевные жесты бывали забыты, и, может быть, умышленно забыты. Одни — по зависти, другие — по невежеству, третьи — по какому-то неизреченному атавизму не проявляли душевности к русскому народу. Одни рассказывали о развесистой клюкве, о медведях на улицах Москвы, другие изобретали клеветы о пожирании казаками мыла, сальных свечей и даже младенцев.
Даже и теперь во многих фильмах, как только дело касается русского быта, можно видеть самые неправдоподобные постановки. Иногда даже невозможно решить, делается ли это по невежеству, или же умышленно по какой-то внутренней враждебности к русскому народу. Большое достижение в том, что сейчас русское искусство и литература в переводах на многие языки широко обошли мир. Все-таки в сознание читателей и зрителей должны проникнуть истинные сведения о русской жизни. Там, где поймут русский народ, там вопреки всяким нелепым атавизмам зародится и душевность. Может быть, мы неправильно употребили это слово, но оно представляется показательным. Мы уже неговорим о любви, о дружбе, о расположении, но хотя бы зародыш душевности должен послужить на благо, на взаимопонимание и на справедливую оценку души народов. От древнейшей и до новейшей русской литературы можно видеть отображение этой души. Главное же знать достоверно.

Н.К.Рерих.

   ***
 
   
Н.К.Рерих. И Мы приносим Свет
   
Когда-то будет написана справедливая, обоснованная история о том, как много в разное время Россия помогла различным народам, причем помощь эта не была своекорыстна, наоборот, очень часто страдающей являлась сама же Россия. Но помощь не должна взвешиваться. На каких таких весах полагать доброжелательство и самоотвержение?! Но во всяком случае ценность такого доброжелательства не ржавеет и в веках оно произрастает в доверие. Многие, многие народы видят в русском друга своего. И это обстоятельство сложилось не в каких-то хитроумностях, но во времени, в делах, в даяниях.......
Н.К.Рерих «По лицу земли»
 

                                         Русь


Русское сердце, русское трудовое сердце открыто в братском содружестве.   Полюбились   русские   заветы.   Подвиг,   содружество, добротворчество.  И  вот  русский  народ начертал эти добрые основы на знамени своем.  Народ русский и все народы  России  явили  всему  миру нерушимую   любовь  к  Родине.  Показали,  как  преодолеваются  тяжкие препоны, как побеждает творческий труд.      Народы Союза весело перекликаются о новых трудовых победах,  шлют признательность неутомимым народным вождям.  А тот, кто знает значение благодарности,  тот  уже  стучится в дверь светлого будущего.  Русское сердце -доброе. Поистине силен магнит подвига.
В дальних снежных Гималаях радуемся, что именно великая Русь победоносна, и прежде всего мыслим о торжестве науки, о творчестве - о связи общечеловеческой.
     Велико светлое будущее!          
1945 г.
 
***  

В ГРОЗЕ И МОЛНИИ 


В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар и разор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки, и обучалась, и глубила свое неисчерпаемое творчество.
Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схороненную, как силушка Ильи Муромца. История русской культуры еще недостаточно обследовала поток народных настроений. Сам народ сказал: «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло»...... 
     1941год 

 

***

 

ДУШЕВНОСТЬ 


 
Н.К.Рерих. И мы открываем врата. 1922.
 

Среди странствий на полях культуры пришлось встретить множество разнообразнейших людей. Можно их делить по самым разным признакам, но сейчас хочется написать по признаку душевного расположения к русскому народу. Одни думают, что у русского народа совсем нет друзей. Другие, наоборот, считают, что друзей много. И то и другое неопределительно. Друзья-то есть, но они очень трудно распознаваемы. Душевная расположенность есть не надуманное, но врожденное качество. Начнем ли мы смотреть по расовому признаку — ничего не выйдет. Начнем ли вспоминать исторические примеры — и на этих данных будут лишь недоразумения.
Может оказаться, что целые войны были с друзьями, а всякие притворные вежливости были в кругу врагов. Не сказать ли примеры? Знаем, как многократно русский народ помогал другим народам, и в большинстве случаев никакой ни признательности, ни душевности не происходило. Русский народ отдавал, почти дарил огромные области свои, но и эти душевные жесты бывали забыты, и, может быть, умышленно забыты. Одни — по зависти, другие — по невежеству, третьи — по какому-то неизреченному атавизму не проявляли душевности к русскому народу. Одни рассказывали о развесистой клюкве, о медведях на улицах Москвы, другие изобретали клеветы о пожирании казаками мыла, сальных свечей и даже младенцев.
Даже и теперь во многих фильмах, как только дело касается русского быта, можно видеть самые неправдоподобные постановки. Иногда даже невозможно решить, делается ли это по невежеству, или же умышленно по какой-то внутренней враждебности к русскому народу. Большое достижение в том, что сейчас русское искусство и литература в переводах на многие языки широко обошли мир. Все-таки в сознание читателей и зрителей должны проникнуть истинные сведения о русской жизни. Там, где поймут русский народ, там вопреки всяким нелепым атавизмам зародится и душевность. Может быть, мы неправильно употребили это слово, но оно представляется показательным. Мы уже неговорим о любви, о дружбе, о расположении, но хотя бы зародыш душевности должен послужить на благо, на взаимопонимание и на справедливую оценку души народов. От древнейшей и до новейшей русской литературы можно видеть отображение этой души. Главное же знать достоверно.

 

 

 

 

Е.И. РЕРИХ О РОССИИ И ЕЁ МИССИИ.
 
Е.И.Рерих.
Письма и заметки просвещенного про­видца Елены Ивановны Рерих, в которых она касается самых важных и больных проблем России, могут составить целую книгу. В сострадательном сердце Матери Агни Йоги живет стремление к со­вершенствованию этого мира, желание донести до нас благо­словение высокой Истины. В конечном счете от России, прежде всего, зависел исход борьбы между Светом и тьмой, между старым и Новым, между свободой и рабством. Борьба эта шла по всем направлениям человеческого духа и деятельности.
Предупреждения, предостережения и советы шли в Россию интенсивным потоком, но не все из них доходили, а многие снова не были услышаны. 
«Тяжкие сроки, тяжкие времена, - писала Елена Ивановна в 1949 году. - Но лучшая страна станет космическою основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. Наша страна узнает ярый расцвет после уявления космических знаков <…> Никто не коснется ее, она не будет затронута космическими знаками и пойдет путем особым, путем самостоятельным, путем сотрудничества с Силами Космическими, Силами Света»  (Письма Еле­ны Рерих. 1932-1955. Новосибирск, 1993, [6, c. 509]. 
   "России суждено стать истинной матерью, а не мачехой народов, ее населяющих. Истинный патриотизм и квасной патриотизм - два антипода. Одно понятие - вмещающее и потому растущее, другое - исключающее, сжигающее и потому умирающее. Законы во всем одинаковы".    (Письма Елены Рерих, Рига, 1940, т. I, с. 224, 02.06.34)

17июня 1931г.
...В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте,  Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех.
Россия - в искании и борении,  во взыскании Града Нездешнего...  Пафос истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто самодоволен
и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят не на "Brati possedentes" (Власть имущие), но на тревожных духом; то крылья Агнела возмутили воду купели. ...В мире как будто нет перемен... кроме того, что в благоустроенном цивилизованном мире более нет России... и в этом отсутствии - изменение. Ибо в своем особого рода "небытии" Россия в определенном смысле становится идеологическим сосредоточием мира. ...В переводе на язык реальности это значит, что на арене мировой истории выступил новый, не игравший доселе руководящей роли, культурно-географический мир. Напряженный взор прозирает в будущее: не уходит ли к Востоку богиня Культуры, чей шатер столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада?.. не уходит ли к голодным, холодным и страждущим?..
Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать, хотя еще недавно все думали обратное, именно, что гибель России есть спасение мира и прикладывали свои старания, чтобы разложить и расчленить ее по мере возможности. Велик был страх перед ростом России, и если страх этот по существу имел основание, но все же никто не относил его к правильной причине. Так страшились всяких захватов со стороны России, но никто не сумел предвидеть и учесть последствий того взрыва (многие усиленно помогали ему), который должен был нарушить мировое равновесие. Велики последствия взрыва в России! Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира". (Письма Елены Рерих. Рига. 1940, т. II, с. 98, 17.12.35)  

18.июня 35г.
Понимаю, что приходится считаться с волною национализма и даже, может  быть,  шовинизма.  Иногда  полезно  растущее   дерево   обнести
заборчиком  и  важно лишь досмотреть,  чтобы заборчик этот не оказался тесен  и  не  нарушил  правильного  развития  деревца,  нужно  вовремя
раздвинуть его. Потому бережно переживем это переходное время.                                                 
 
"Преображенная природа, преображенный дух народа подскажет и новые лучшие формы устроения жизни. И только тогда будет правильно понято уже народившееся стремление к Иерархическому началу, выражающееся сейчас увлечением вождизмом. Но вождизм, избранник и слуга толп, обычно лишен синтеза, ибо массы не приемлют синтеза. Поэтому вождизм есть карикатура на водительство. Вождь или водитель должен быть носителем духовного синтеза".   (Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. II, с. 171, 15.04.36)

"Именно каждая власть есть, прежде всего, служение. Власть есть жертва. И вожди будущего будут проникнуты духом истинного служения, и тогда новая ступень эволюционного устроения жизни приблизится. Вожди будут править в полном согласии с Космическим Магнитом, что есть связь и общение с Высшим Миром в велении Бытия".
(Там же)
 
 
23 сентября 1937 г.
... будем готовы принести все наши силы на служение стране во благо всему че­ловечеству, ибо, истинно, лишь Россия мо­жет удержать равновесие мира.
 
 27 сентября 1937 г.
Новая Страна есть Ось Мира, и так называемый Пуп Земли тоже находится в ее пределах. Сама Священная Шамбала относится многими тибетцами и монго­лами в Россию и к России - и в этом за­ключается великий Символ. Конечно, так называемой цивилизации в России было меньше, чем в Европе или в Америке, но принимая во внимание, что Франция меньше одной нашей Архангельской гу­бернии, Англия же вмещается в поместья гр[афов] Орловых, Давыдовых или же Балашовых, то этим многое объясняется. К тому же не цивилизация ли с ее вуль­гарной роскошью породила столько раз­врата, подлости и изнеженности, с одной стороны, и столько преступлений, нище­ты и озлобленности с другой. Цивилиза­ция хороша, когда она идет рука об руку или, вернее, возглавляется Культурою. Но сейчас цивилизация душит Культуру, ибо стала ее суррогатом. Цивилизация приобретается скоро и легко, но культур­ность накапливается с великим трудом. Русский народ хранит в себе природную культурность, ибо характер его слагался на азиатских просторах из накоплений Востока и приобретений Запада.
 
11 февраля 1938 г. 
... верьте в Россию. Среди хаоса под­нимается мощная скала. Силы Света охра­няют ее. Было Сказано - одна Р[оссия] дер­жит равновесие мира. Иван Стотысячный проснулся, сдвиг сознания в народе велик, и, несмотря на все трудности, страна буду­щего растет и начинает понимать свое на­значение.
 
 8 марта 1938 г.
Не раз меня спрашивали, почему в теос[офической] литературе нигде не упо­минается Россия, шестая часть земного шара как бы не принималась в соображе­ние? На это я отвечала, что все сокровенное особо охраняется, и если бы раньше срока было оповещено будущее значение этой страны, то ее растерзали бы на части. <.. .> Ведь наша страна окружена всякими недоброжелателями. Многие хотели бы ви­деть ее в состоянии анархии, чтобы тем лег­че расчленить.
Но Щит Света поднят над нашей Роди­ной. Сдвиг огромный произошел в народе. Нрав его изменился, и годы унижения и ли­шения создали армию, не знающую пора­жения. Покровительство Сил Света и знак благоденствия стоят над нашей страной. Знаем, что все события послужат лишь на пользу ее, потому радость живет в сердцах наших. Новая Россия находится под знаком Водолея, созвездия Новой Эпохи. 14 сентября 1938 г. ... русский народ сохранил свою душу, и, пройдя через горнило тяжких испыта­ний, он, закаленный, восстанет и построит небывалую державу. Иван Стотысячный призван теперь к строительству, за ним че­ред развернуть великий потенциал души русской.... Мое глубокое убеждение, что спасение мира придет от нашей родины. Вспоминается мне и пророчество схим­ника, жившего при последнем патриархе Тихоне, о Чертоге Небывалом, сужденном России. Так оно и будет... Равновесие в мире возможно лишь при сильной России.
 
Декабрь 1938 г.
 Я верю в славу нашей родины, в мощь нашего народа.
 
5 июля 1941 г.
Я знаю о конечной победе моей страны, но знаю и те трудности, которые придется ей еще перенести. Если собрать все пророче­ства наших старцев, сделанные в прошлом и настоящем столетии, то все они дружно указывают на великую войну, на «великую Гобь погребальную», после которой воссия­ет «Чертог небывалый». И пророчество о ги­бели Хитлера, после того как он бросится на Россию, должно исполниться.
 
Я не опасаюсь за судьбы России, ибо я верю в СЕРДЦЕ русского народа. Наш на­род прежде всего НЕЗЛОПАМЯТЕН, и это великое и редчайшее качество поставит его на небывалую высоту. 12 декабря 1944г.
 
 14 мая 1945 г.
Вас радует мой русский энтузиазм и моя вера в русский народ. Но как им не быть, когда я знаю потенциал русской души и чую великую, сужденную ему судь­бу. Я знаю, что в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие. Вы спросите: с какой Россией? Но с Россией Новой, пережившей страдания великие. Все чуждое, все ей навязанное уйдет в но­вом мощном строительстве.
 
 11 Февраля 1947 г.
 Ненавистники Новой Страны ненави­дят ее прежде всего за ее живую мощь духа и природные богатства <...> Знаю все недочеты, все ужасы и страдания страны, но также знаю, что из всех испытаний страна выйдет победительницей, ибо в ней живет самоотверженность.
 
 14 июня 1947 г.
Не могу выразить, как радуюсь, когда Вы чувствуете талантливость и сердечную думу трогательной души русского народа. Именно эта сердечная дума и талантли­вость хранит нашу Родину, и никакие атом­ные бомбы ей не страшны. Россия охране­на Светлыми Силами именно за сердеч­ность Ивана Стотысячного, за бескорыстие и любовь его к Родине. Самоотверженный подвиг глубоко внедрен в сознание русско­го народа.
 
За несколько месяцев до ухода она написала строчки, которые носят пророческий характер.
«События сложатся неожиданно, не так, как мы ожидаем, но, как всегда, на пользу лучшей страны. Страшное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причину и смысл совершаемого на всей планете. Новые сознания должны полюбить волну нового строительства. Новое строительство должно раскрепостить мышление, отсюда произойдут благие перемены. Накопившаяся злоба в мире разрешится потрясениями».
  Письма Елены Рерих: 1932-1955. Новосибирск, 1993.

 

 
 
 

Явление легенд, пророчеств, всяких знамен имеет значение не для отдельных лиц, но для цементирования пространства.

                                         Листы Сада М. Озарение, с.36.
     Пророчества издавна  идут  из  Нашей  Общины,  как  благие  знаки человечеству.  Пути пророчеств разнообразны:  или внушаемые отдельными
лицами, или массовые чувствования, или манускрипты, или неизвестно кем оставленные  надписи.  Пророчества лучше всего оповещают человечество.
Конечно,  символы  часто  затемнены,  но  внутренний   смысл   создает вибрацию.  Конечно,  исполнение  пророчества требует настороженности и
устремления.                                                                                                                                                                                                         Община, 25.
  
 
Ю.Н.Рерих
                       Близятся большие события
                        
    Ю.Н.Рерих
  Нужно смотреть на Восток,  а  не  на  Запад...  близятся  большие события.
     ...пусть молодежь копит свои духовные силы,  растит  энтузиазм  и устремления.  Жажда знаний,  потенциал которой очень велик,  возьмет  верх  над
потенциалом "красивой жизни". Я верю в это.  Если человек морален,  он таковым и будет,  учи его  или  не  учи совсем.  Сделать моральным нельзя,  так же как и храбрым. В потенциале русских - этические основы.  У русских "грубость соединена с подвигом. Связь  подвига  с  культурой еще не утвердилась в сознании".  В основе русского слова "подвиг" - жертвенность, такого понятия в других языках нет.  Пытались  с  Отцом  перевести  русское  слово "подвиг" на другие языки,  но тщетно.  Близкое к нему - Heroika,  но  полностью  сути  не выражает.  В Западной Европе разрушилось понятие подвига.
     В России  многое  происходит  по Плану.  Сбываются предсказания, хотя и не совсем так,  как предусматривалось.  Сейчас много говорят об Алтае, Сибири. "Новые люди на новом месте".  Сдвиг будет. Мы еще увидим.
     Р.Я.Рудзитис: Последняя война будет за истинное Учение?
     Ю.Н.Рерих: Это будет борьба Нового Мира со старым.
     (Из дневника Рихарда Рудзитиса)
     У картины Н.К.Рериха "Ангел Последний" я спросил:  Неужели  из-за последних достижений в науке наша планета не заслуживает лучшей доли, и нежели быть расколотой пополам атомным взрывом? - Нет! Этого не должно случиться! Здравый смысл восторжествует, и опасность будет отведена, -
послышался категорический ответ Юрия Николаевича.
                                                                                           (Из воспоминаний П.М.Беликова)
 
 
 
                             
С.Н.Рерих
                            Верю в Россию
 
 
С.Н.Рерих
 
Я связываю со своей Родиной огромные надежды... Россия - это пространство будущего. (Из интервью "Советской культуре" от 19 декабря 1987 г.) России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле. Будем смотреть в будущее, светлое будущее, и будем уверены, что действительно нечто прекрасное готовится нам. Сама природа все решит и устроит. Будем смотреть вперед на то прекрасное будущее, которое сулится России. И мы увидим это будущее!.. Только мы должны быть сами готовы принять это прекрасное будущее. (Из статьи в "Правде" от 23 сентября 1991 г.) - К сожалению, Святослав Николаевич, житейские нужды не всегда дают воспрянуть возвышенному духу. Большинство соотечественников в нашем больном, издерганном обществе обременено сейчас заботой о хлебе насущном. - Когда происходят такие колоссальные сдвиги, они всегда болезненны для общества. Поэтому мы должны смотреть на это широко, с пониманием. Через трудности идем к новому. В минуту сомнения каждый должен помнить, что он не один в мире, что он окружен бесконечным количеством ищущих душ. Я верю в Россию. Россия богата талантами, которые проявят себя. В этом не может быть сомнения... (Из интервью соб. корреспонденту "Правды" от 18 апреля 1992 г.) Уповаю на то, что все уладится. Какие силы помогут этому? Человеколюбие. Лучшего средства не знаю. Политика - жестокая сила, очень часто рядом с ней нет нравственности... Но в конце концов победит духовность. И это такой же закон бытия, как смена времен года. (Из интервью "Литературной газете" от 3 января 199О г). В своем "Завете" Николай Константинович сказал: "Но вот что завещаю всем, всем... В мирном труде познается и мир всего мира. В мире идет строительство в светлое будущее. А где постройка идет, там все идет... Полюбите Родину всеми силами - и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты". Удивительные, пророческие слова, особенно если учесть, что произнесены они более тридцати лет назад. Но вот о чем я думаю... Быть может, нам следует заново учиться любить Родину, чтобы она нас полюбила? Ведь ей трудно сейчас оттого, что мы разучились работать и отвечать за свои поступки, окутали ее тысячами болезненных и трудноразрешимых проблем. Николай Константинович назвал русский народ строителем, а мы, кажется, только сейчас начинаем по-настоящему понимать, что перестраивать труднее, чем строить. Даже если фундамент прочный... Трудности неизбежны. Всякое созидающее дело стоит многих сил. И мы должны быть к этому готовы. Только через наше устремление к чему-то более совершенному мы можем идти вперед, дальше расширять свой кругозор, а следовательно, не только предвидеть трудности, но и преодолевать их. Ведь, не постигнув того, что его окружает, человек слеп. И когда Николай Константинович призывал нас стремиться к прекрасному, он был убежден, что прекрасное откроет нам новые возможности познания и самопознания, стремление к высокой цели. Но только желать, только стремиться - это мало. "Вера без дел мертва есть" - эта истина вечна, и ее надо претворять в жизнь. Каждый по силам, но непременно каждый, ибо все мы вместе семья людей, строящих общий дом. А устремляясь к совершенству, мы входим в контакт с теми силами, которые нас окружают, и это открывает нам новые возможности. Надо всегда помнить главное - желание и способность изменить себя к лучшему в наших руках. Оно не зависит ни от кого и ни от чего, кроме нас самих. Важно только действительно решиться изменить себя. А для этого - набраться мужества и увидеть себя со стороны. Это трудно. Но все-таки возможно. - Святослав Николаевич, хочу продолжить разговор о любви к Родине. Разумно ли считать, что ты лично любишь ее больше всех остальных, и это дает тебе право относиться к ним свысока, судить их? Совместима ли любовь к Родине с ненавистью к другим народам? - Никогда. Наше чувство любви обязано быть общечеловеческим. Мы должны считать всех своими близкими, своими братьями и строить этот великий мост дружелюбия, который всех объединяет и ведет к новой жизни. Ведь, в сущности, планета так мала, что все мы зависим друг от друга, как члены одной семьи. И еще надо всегда помнить, что мы вышли из Бесконечности и Вечности, а перед этими двумя великими моментами равны все! И хотя мы до сих пор никак не можем их для себя осознать, надо воспринимать их как реальность, как неотъемлемую часть нашего существования. (Из интервью "Советской культуре" от 23 ноября 1989 г.)
«Главная задача нашей жизни – облегчить силам света пробиться к сердцу каждого из нас…». С.Н. Рерих
 
 
Будущее России и ее духовная миссия
 
 
Святитель Феофан Полтавский, духовник Царской семьи сделал пророчество в 30-м году прошлого века:
Произойдёт то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мёртвых и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет...“
 
 
 СЕРАФИМ САРОВСКИЙ - "ГОСПОДЬ ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЯ ПРИВЕДЕТ РОССИЮ К ВЕЛИКОЙ СЛАВЕ". 
СВЯТОЙ СТАРЕЦ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ - ГОСПОДЬ ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЯ ПРИВЕДЕТ РОССИЮ К ВЕЛИКОЙ СЛАВЕ.Еще в начале XIX века святой предсказал расстрел царской семьи, революцию и войны, миллионы жертв, но говорил, что Россию ждет великая слава.Он говорил:
Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих”.
В 1903 году могила старца была вскрыта, и он был канонизирован. Согласно его пророчеству, спустя сто лет после “обретения его мощей”, то есть с 2003 года, Россия начнет возрождаться:
Господь через страдания приведет ее к великой славе”.
Но произойдет это после всенародного покаяния. Из письма Серафима Саровского:
Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско- Славянского не будет на земле”.
То есть Россия будет стремительно становится мировым лидером. Из еще одного письма, написанного собственноручно Серафимом Саровским Н.А. Мотовилову:
Россия сольется в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: “Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское - Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И все это, все верно, как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею.
 
 
 
Святой Серафим Вырицкий
 
Святой преподобный Серафим Вырицкий -  инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы открытых гонений и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители; великий старец, который на деле исполнил святоотеческий завет: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя...». 
Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей.
Поэтому Господь и научает нас: ”Терпением вашим спасайте души ваши” (Лк. 21, 19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении».
Глубоко пророческими являются строки написанного старцем в 1939 г. стихотворения:
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит,
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
В записях почитателей старца сохранился иной вариант последних строк:
Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя русского великого народа
Как гром по всей вселенной прогремит.

Среди пророчеств старца Серафима есть и о будущих временах, которые, похоже, уже наступают:
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла»
 
 
 
   
Святой о.Иоанн Кронштадский
   
    Святой праведный о.Иоанн Кронштадский
Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, о. Иоанн находил время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, в результате «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия». Эти мысли составили замечательную книгу, изданную под названием «Моя жизнь во Христе».
В отношении к России о. Иоанн явил собою образ пророка Божия.
«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России».
Держись же,  Россия,  твердо  веры  твоей,  и  Церкви,  и   Царя Православного,   если   хочешь   быть  непоколебимой  людьми  неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного.
     А если  отойдешь  от  твоей  веры,  как  уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или  Русью  Святой,  а  сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.
     И если не будет покаяния у русского народа,  - конец мира близок. Бог   отнимет  от  него  благочестивого  Царя  и  пошлет  бич  в  лице нечестивых,  жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами...
     Господь, как искусный врач,  подвергает  нас  разным  искушениям, скорбям,  болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле.
Душа,  закостеневшая во грехах всякого рода, не легко поддается чистке и  врачеванию,  но  с большим принуждением и терпкостью и только через долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо  любить  Бога,  Коего  была  нужда,  научившись  всяким  грехам плотским.  Вот цель бед и скорбей,  посылаемых нам Богом в этой жизни.
Они нужны, как отдельным лицам, так и целому народу, погрязшему в нечисти и пороках. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушения и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле". ...Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению. Судьбы Божия праведныя совершаются над Россией... Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, - по старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский...
Неустанно пророчествовал отец Иоанн:
«Если не будем неустанно вооружаться против живущих в нас страстей, то общее беззаконие вызовет гнев Божий, и Бог повелит грозному мечу своему посекать нас, повелит действовать смертоносным орудиям брани: из тысячи жерл полетит смерть на людей… Долго ли существовать этому миру грешному, этой земле, жилищу греха, обагренных кровью невинных жертв, этому скопищу всяких мерзостей? Не наступает ли уже время всемирного очищения огнем? Да, оно, конечно, уже близко…»
«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу! И будет по завету св. князя Владимира — как едина Церковь! Перестали внимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский…»
«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить... — напоминал о . Иоанн.
"Освобождение России придет с Востока" о. Иоанн.
 
 

Протоиерей Сергий Булгаков
И ныне во дни великой печали и уныния ждет народная душа знамения небесного, и сверкает оно на небе духовном, она воспрянет и устремится к нему в самозабвенном порыве, и забудет всю свою тугу и воскреснет, и просияет радостью великою, - сие буди и буди! Подъяремной Руси Бог дал это знамение - чудного Сергия, сокрыв его в лесах глубоких и дремучих, чтобы светильник его воссиял из-под спуда. В безвременье вышел Преподобный плотник на труд строителя Града Божия, в котором камение - суть человеческие сердца, на собирание душ, на братотворение, на воцерковление, да будут все едины, по образу Божию, по образу Пресвятой Троицы... Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное... Россия спасена, раздалось в моем сердце перед большевитским переворотом в 1917 году как откровение Богоматери (во Владычной Ее иконе) и я верен и верю этому завету. Но в ответ на это исторически Россия погибла, значит она спасается через гибель и смерть, воскресая... Она поражена смертельно и навечно разорвана и ранена. Она исцелится? - благодатью Духа Св.                               
 
Николай Васильевич Гоголь
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога,  гремят мосты,  все отстает и остается позади.  Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это,  сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом  конях?  Эх,  кони, кони,  что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит
во всякой вашей жилке?  Заслышали с вышины знакомую  песню,  дружно  и разом  напрягли  медные  груди  и,  почти  не  тронув  копытами земли,
превратились в одни вытянутые линии,  летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!..  Русь,  куда ж несешься ты?  дай ответ.  Не дает
ответа.  Чудным звоном заливается  колокольчик;  гремит  и  становится ветром  разорванный  в  куски воздух;  летит мимо все,  что ни есть на
земли,  и,  косясь,  постораниваются и дают ей дорогу другие народы  и государства.
     Сам не знаю,  какая у меня  душа,  хохлацкая  или  русская.  Знаю только  то,  что  никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед
русским,  ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены  богом,  и как нарочно каждая заключает в себе то,  чего нет в
другой - явный знак, что они должны пополнить одна другую.
 
 
Фёдор Михайлович Достоевский составляет гордость не только русской литературы, но и самобытной русской философии.
     
 Ф.М.Достоевский.
   

«Без высшей идеи, писал он, не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея лишь одна и именно — идея о безсмертии души человеческой, ибо все остальные, «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают». Ф.М.Достоевский показал и последствия «освобождения» человечества от веры в Бога и ставшего на путь человекобожества. Когда человечество отречется от Христа, оно станет одержимым, сумасшедшим и бесноватым, начнутся войны и самоистребления.

Уже на каторге Ф.М.Достоевский сумел узнать и изучить душу русского народа. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос и он любит его по-своему, то есть до страдания», писал он. «Сущность русского призвания состоит в разоблачении перед миром русского Христа, миру невидимого и которого начало заключается в нашем родном Православии».
Вопрос вопросов: как прийти к убеждению, что существуют лишь две наивысшие ценности – Бог и безсмертие души? «Опытом деятельной любви, - отвечает Достоевский. – Постарайтесь любить ваших ближних действенно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в безсмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уже несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу».
Где небольшая любовь, там и небольшая вера в Бога и в безсмертие души. Где нет любви, там абсолютный мрак неверия, ад. Ведь «что есть ад? – спрашивает Достоевский и отвечает: "Страдание о том, что нельзя уже более любить».«Любите все создание Божие,  и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью».«Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, Которого мы сохранили и Которого они и не знали!» «Россия <…> несет внутри себя драгоценность, которой нет нигде больше, - Православие, <…> она – хранительница Христовой истины, <…> настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах». «И, может быть, главнейшее предъизбранное значение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить в себе этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!»
 
Для Достоевского формула русской и славянской будущности – это Православие и православное дело. Что это такое? «Это вовсе не какая-нибудь лишь обрядная церковность, а с другой стороны, вовсе не какой-нибудь религиозный фанатизм (как уже и начинают выражаться об этом всеобщем теперешним движении русском в Европе), а <…> это именно есть прогресс человеческий и всеочеловечение человеческое, так именно понимаемое русским народом, ведущим все от Христа, воплощающим все будущее свое во Христе и во Христовой истине и не могущим и представить себя без Христа». «Величайшее из величайших назначений, уже осознанных русскими в своем будущем, есть назначение общечеловеческое, есть общеслужение человечеству, - не России только, но общеславянству только, но всечеловечеству». <…> От народа спасение Руси».
 
 Славянская идея – это одно из главных его пророчеств и одно из главных его благовестий. Согласно ему, «славянская идея в высшем смысле ее <…> - это прежде всего <…> жертва, потребность жертвы даже собою за братьев <…> с тем, чтоб <…> тем самым основать впредь великое всеславянское единение во имя Христовой истины, то есть на пользу, любовь и службу всему человечеству, на защиту всех слабых и угнетенных в мире». Всякое дело, мысль, слово и чувство, которым человек смиряет себя и становится слугою своему слуге, «послужит основанием к будущему уже великолепному единению людей, когда не слуг будет искать себе человек и не в слуг пожелает обращать себе подобных людей, как ныне, а, напротив, изо всех сил пожелает стать сам всем слугою по Евангелию».
Всечеловечность – это национальная русская идея. В духе русского народа существует живая потребность ко всеединению человечества, всеединению с полным уважением к национальным особенностям, к сохранению полной свободы людей.
 
 «Для настоящего русского, - проповедует Достоевский, - Европа и удел великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского смирения нашего к воссоединению людей. <…> О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди, поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!»
                                                    

 
ВладимирСергеевич Соловьев русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. 
Владимир Соловьёв    
В.С.Соловьев.
   
Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе (La belle France, la gloire du nom Francais); англичанин с любовью говорит: старая Англия (Old England); немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: die deutche Treue. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой, говорит ли о русской славе ("Слава русского имени" - иногда встречается в газетах, но это есть перевод с французского) или же русской честности, или верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и,желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о "Святой Руси". Вот идеал: и не консервативный и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный... ..."три коренные силы" управляют человеческим развитием: первая сила, центростремительная, ставит себе целью подчинить человечество одному верховному началу, уничтожая многообразие частных форм, подавив свободу личной жизни; вторая сила, центробежная, отвергает значение объединяющих начал. Результат исключительного действия первой силы был бы таков: "один господин и мертвая масса рабов"; наоборот, крайним выражением второй силы был бы "всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутенней связи"; третья сила, Божественная, "дает положительное содержание двум первым, освобождает их от исключительности, примиряет единство высшего начала с свободною множественностью частных форм и элементов, созидает таким образом целость общечеловеческого организма и дает ему внутреннюю тихую жизнь. ...Третья сила может быть только откровением высшего Божественного мира, и тот народ, через который эта сила имеет проявится, должен быть только посредником между человечеством и высшим миром, свободным сознательным орудием его. От народа, носителя третьей, Божественной силы, требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтобы он не утверждал себя с исключительной энергией в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется равнодушие ко всей этой жизни с ее мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение. А эти свойства несомненно принадлежат племенному характеру Славянства, в особенности же национальному характеру русского народа. ...Идеал русского народа имеет религиозный характер, он выражен в идее "Святой Руси"; способность к сочетанию восточных начал с западными в русском народе исторически доказана успехами реформы Петра Великого. Как отдельные человеческие личности, так и целые нации стоят перед задачею гармонически восполнять друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а, наоборот, выявляя его в предельной полноте. Истинное единство народов... есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого. ...Чтобы не было какофоний наций, необходимо применить заповедь Иисуса Христа "Люби ближнего, как самого себя" также и к общению наций: "Люби все другие народы, как свой собственный". ...истинное благо едино и нераздельно. ...Преодолев нравственною волею бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности, они начинают нам нравиться. Если такое отношение станет действительно правилом, то национальные различия сохранятся и даже усилятся, сделаются более яркими, а исчезнут только враждебные разделения и обиды, составляющие коренное препятствие для нравственной организации человечества. 
 
Вячеслав Иванов
Мистики Востока и Запада согласны в том, что именно в настоящее время славянству и, в частности, России передан некий светоч; вознесет ли его наш народ или выронит - вопрос мировых судеб... Благо для всего мира, если вознесет.


Максимилиан Волошин
«Заклинание»

Из цикла «Возношения»
(От усобиц)


Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращённых в прах,
Из мук казнённых поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений —
Возникнет праведная Русь.

Я за неё за всю молюсь
И верю замыслам предвечным:
Её куют ударом мечным,
Она мостится на костях,
Она святится в ярых битвах,
На жгучих строится мощах,
В безумных плавится молитвах.
 
 
Иван Александрович Ильин - русский философ, публицист,  правовед.
 
И.А.Ильин.
Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий... Народ с такими дарами и с такой судьбой не может быть покинут Богом в трагический час своей истории. Он в действительности и не покинут Богом, уже в силу одного того, что душа его искони укоренялась и укоренилась в молитвенном созерцании, в искании горнего, в служении высшему смыслу жизни. И если временно омрачилось око его, и если единожды поколебалась его сила, отличающая верное от соблазна, - то страдания очистят его взор и укрепят в нем его духовную мощь... История свидетельствует о том, что на такие испытания и потрясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым расцветом своих сил. Так будет и с русским народом. Пережитые испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на веру очистят его духовное око и его религиозность... И восстанет новая Россия. Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия... Судьбы народа сокрыты в его истории. И мы, смущенные, мы, малодушные и маловерные, мы должны научиться читать и разуметь молчаливые глаголы нашего прошлого; разуметь сокровенные судьбы и явные дары, и таинственное призвание нашего народа, нашего русского величия; уверенно разуметь и уверенно провидеть грядущее всенародное воскресение России. Неисповедимы Божии пути. Сокрыты от нас Его предначертания. И только края ризы Его касаемся в наших постижениях. Но в недрах нашего прошлого нам даны великие залоги и благодатные источники. И видя их, приникая к ним и упояясь ими, мы уже не сомневаемся в тех путях, по которым ведет нас АНГЕЛ Божий, но в молитвенном напряжении уверенно ожидаем грядущих событий и свершений... Ибо с нами Господь нашего Китежа. Православие... научило нас желанию быть Святой Русью.
 
 
Зинаида Гиппиус
 
Она не погибнет, - знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем, - верьте!
Но что нам наше спасенье!
Россия спасется, - знайте!
И близко ее воскресенье.   
                  
 
Святая Русь, - святою будь!

На слова манифеста в своем стихотворении «Святая Русь» отозвался князь Петр Вяземский. В юности бывший большим вольнодумцем, поэт
смог выразить мысль, ранее обозначенную старцем Филофеем – именуясь Святой, Русь должна быть таковой на деле:


Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, святая Русь,
Молитвой теплой, задушевной,
Как за тебя в те дни молюсь!..

Как я люблю твое значенье
В земном, всемирном бытии,
Твое высокое смиренье
И жертвы чистые твои,

Твое пред Промыслом покорство,
Твое бесстрашье пред врагом,
Когда идешь на ратоборство,
Приосенив себя крестом!..

О, дорожи своим залогом!
Блюди тобой избранный путь,
И пред людьми и перед Богом,
Святая Русь, – святою будь!

Василий Жуковский в письме Вяземскому выражал надежду, что название Святой Руси «никогда не потеряет своего глубокого смысла, хотя и вошло в разряд обыкновенностей». Слова Жуковского звучат поразительно современно: «В выражении Святая Русь – отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведет от Крещатика; но свое глубокое значение оно приобрело со времен раздробления на уделы, … когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это все соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык, одинаковые воспоминания и предания; вот отчего и в самых кровавых междоусобиях, когда еще не было России, когда удельные князья беспрестанно дрались между собою за ее области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь».

В 1850-е годы Вяземский развил свою мысль в «Молитвенных думах»:


Не дай нам Бог во тьме и суете житейской,
Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,
Чтоб святостью своей, как бы другим в упрёк,
Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок.
Не в славу, не в почёт, народные скрижали,
Родную нашу Русь святой именовали.
А в назиданье нам, в ответственность, в завет.
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам.


С тех пор «Святой Русью» именовали либо Россию в целом, как в былинах, либо Русь сокровенную – религиозный идеал православного русского народа и то «малое стадо», ради которого и сохраняется Россия.
   
Из пророчеств монаха Авеля, более двадцати лет отсидевшего в трех крепостях и шести тюрьмах за пророчества о смерти российских монархов: ... “Велика потом будет Россия, сбросив иго безбожное, вернется к истокам древней жизни своей, ко временам Равноапостольного, уму-разуму научится беседою кровавою. Дымом фимиама и молитв наполнится и процветет аки крин небесный. Великая судьба предначертана ей. Оттого и пострадает она, чтобы очистится, и возжечь свет во откровение языков...”.
 Россия - страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды. Николай Бердяев.
 
Выдающийся математик, философ, богослов, искусствовед, прозаик, инженер, лингвист, государственный мыслитель П.А. Флоренский (1882-1937) о вере предсказывал следующее:
“Это будет уже не старая и безжизненная религия, а вопль изголодавшихся духом”.
 
   Эдгар Кейси в 1945 г. предсказал падение коммунистического правления в России. Он говорил, что в России наступит свобода и что именно в этой стране зародится высокий духовный принцип, в соответствии с которым каждый человек будет жить для своих ближних.
       Кроме того, Кейси упоминал и о мировой по своему масштабу духовной миссии России. Он говорил, что духовные преобразования России составят «величайшую надежду мира». По мнению Кейси,
          «Миссия славянских народов состоит в том, чтобы изменить сущность человеческих взаимоотношений, освободить их от эгоизма и грубых материальных пристрастий, восстановить их на новой основе – на любви, доверии и мудрости».
Эдгар Кейси. “Воспоминания”.
 
И прав был ясновидец Тютчев, увидевший: «Истомленный ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя».
Великий поэт писал:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».
 

Из стихотворения Т.Г.Шевченко «Славянам»
  «Дружите, дети славы,
Дружба нас спасает.
Наш Орёл двуглавый,
Всех нас осеняет.
Тот, что лапами своими
Вырвет из неволи
Для любви и жизни дивной
Славянскую долю».

 
                                                   

                        Вот что говорила о будущем России Ванга
  В.М. Сидоров передавал слова Ванги о будущем России следующим образом:
          «Нет такой силы, которая могла бы сломить Россию. Россия будет развиваться, расти, крепнуть».

     Как отмечал В. Сидоров, Ванга при этом добавляла, что это слова не ее, а святого Сергия. Далее в упомянутой работе В. Сидорова говорилось:
          «Будущее бабе Ванге рисовалось таким.
      Все растает, как лед; лишь одно останется нетронутым – слава Владимира (имеется в виду князь, крестивший некогда Русь), слава России.
     Слишком много жертв принесено, – говорила Ванга. – Никто не может остановить уже Россию. Все сметет со своего пути и не только сохранится, но и станет господарем всего мира.
     Разумеется, в слово «господарь» Ванга вкладывала не политический, а духовный смысл».
          «Сейчас, - говорила она, – вы называетесь Союз, а потом будете называться, как при святом Сергие, Русь».
     Вот эта Русь, старая и новая одновременно, потому что суждено ей пройти через горнило нового, огненного крещения, и должна стать – по выражению Ванги – «господарем всего мира». «Как орел воспарит Россия над землею – буквальные слова бабы Ванги, – и осенит всю землю своими крыльями». Ее духовное первенство признают все, в том числе и Америка.
     Но свершится это далеко не сразу. По словам Ванги, через шестьдесят лет.  Насколько я помню, трижды мы возвращались к этой теме и трижды называла она один и тот же срок: через шестьдесят лет. 
     Но этому, опять же по словам Ванги, будет предшествовать сближение трех стран. В одной точке, говорила она, сойдутся Китай, Индия и Москва.
     – А Болгария? – осведомилась Людмила
.
     – Болгария тоже, но если будет вместе с Россией и как бы частью России, - отвечала Ванга. – "Без России у Болгарии нет будущего».
 
     Итак, по пророчествам Ванги, расцвет в нашей стране должен быть (1979 + 60) примерно в 2039—2040 годах. 
 
                                                                   Ошо (Раджниш)
 
«России, судя по всему, предопределено стать страной, решающей судьбу не только свою собственную, но и всего мира. Она первой восстала против капитализма; все идет к тому, что она первой восстанет против диктатуры коммунизма.
Будущее – за демократическим коммунизмом, то есть за коммунизмом, основывающемся на свободе человека…»
 
                                                                                                                             Рамакришна

Учитель Вивекананды, великий индийский подвижник и святой Рамакришна, перед самой своей смертью сказал ученикам, что в своей следующей жизни он родится именно в России. Предвидя великую духовную миссию, сужденную нашей стране, Рамакришна хотел послужить этой миссии.
 
                                                       
                                            

                            

 

< вернуться к списку