Прометей

URANUS.Часть третья.


 

НЕБЕСНЫЙ ПРАОТЕЦ БОГОВ

 

   Мифология древних народов представляет собой огромный и весьма сложный для понимания пласт мировой культуры. Истинный смысл многих древних мифов и легенд и по сей день, надежно сокрыт от современного человека. Особенно это касается мифов, повествующих о Творении Богами Космоса, Земли и человека. Ибо в действительности, все они отражают некие очень важные реальные процессы и события, происходившие в очень отдаленном прошлом. Именно мифы весьма часто позволяют взглянуть на многие аспекты нашего Бытия с позиций максимально приближенных к Сокровенному Древнему Знанию.
  Многие века и тысячелетия тайные знания об этих событиях передавались из уст в уста при высоких посвящениях неофитов, а затем составили основу символизма тайных мистерий. Тысячелетия назад наука, искусство и религия составляли единый Гнозис, истинный смысл которого был известен только избранным. И уже намного позже, когда мистерии и религиозные культы широко распространились среди простого народа и стали терять свой сокровенный смысл, эти тайные знания были намеренно завуалированы и сокрыты в виде мифов и легенд, которые и дошли до наших времен. Особо важные мифы, связанные с божественными актами творения, стали неотъемлемой частью многих древних религий и культов. Мифология – начальная, экзотерическая ступень описания и осмысления происходивших некогда процессов мироустройства. Весьма схожие мифы о рождении Вселенной, Неба, земной тверди и человека можно найти практически у всех древних народов, что свидетельствует о едином источнике тайных знаний. Поэтому поиск заветных ключей к пониманию истинного смысла мифологии может быть результативен лишь в случае использования сравнительного анализа различных религиозных систем и сопоставления их с основными положениями Сокровенного Учения Востока.
   Эзоповский язык легенд и мифов мало интересовал историков, периодически корректировавших прошлое в угоду сильных мира сего. Как правило, древние сказания не представляли какой-либо опасности для царствующих особ. Власть всегда относились к мифологии как к некоторым народным сказкам, причудам и вымыслам. Именно поэтому они и сохранились на протяжении веков и тысячелетий, претерпев не столь значительные изменения.
По этому поводу Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине» приводила высказывание Августина Тьерри:
«Легенда есть живая традиция, и трижды из четырёх случаев она вернее того, что мы называем Историей».
   Чем могут быть нам полезны древние мифы о Богах и их Творениях?
Кроме изучения культурного наследия великих древних цивилизаций, мифологические архетипы богов позволяют нам в образной символической форме составить некие представления о космических эпохах, о Высших Иерархиях Космических Духов и Космических Силах, принимавших участие в создании Солнечной системы, планет и человека. С этих позиций архетип древнейшего бога Урана – бога Высших Небес занимает одно из самых главенствующих положений в мифологической иерархии богов.
   Тем нашим читателям, кто интересуется темой мифологических архетипов богов и их взаимосвязью с астрологией можно посоветовать обратиться к книге ленинградских астрологов-исследователей Семиры и Виталия Веташ «МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ ЗОДИАКА». Некоторые главы этой еще не опубликованной книги размещены на сайте исследователей «АСТРОЛИНГВА». Некоторые выдержки из выше упомянутой книги будут использованы и в нашем очерке.
   Начнем наше рассмотрение мифологического архетипа бога Уран с хорошо известной поэмы Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Наиболее распространенная современная редакция мифов и легенд, повествующих о рождении Мира, богов и их борьбе с гигантами и титанами, приведена в книге Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Приведем лишь начальный фрагмент мифа о происхождении Мира и богов, непосредственно касающийся нашей темы.
«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
 
Гея с детьми. Римский барельеф 13-9 гг. д.н.э.
Уран

Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела. 
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
 

Оскопление Урана Кроносом, Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI век, Палаццо Веккьо

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон».

Кронос - отец олимпийских богов.
Кронос - бог времени

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.
Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.
Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.
Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала».
  Конечно, приведенный выше фрагмент Теогонии в абстрактной, символической форме повествует о рождении Мира, Вселенной и многочисленных иерархий космических сил, обличенных в образы богов и титанов. С другой стороны, этот фрагмент может быть в полной мере отнесен и к процессу творения первых Рас человечества и сопутствующим им природным катаклизмам. Большинство мифов древности можно воспринимать двояко, ибо в них очень наглядно проявлена известная герметическая аксиома или великий закон аналогий, – «Как на небе, так и на земле, как на земле, так и на небе». Однако понять истинный смысл этого фрагмента без привлечения основ Сокровенного Учения было бы затруднительно. Об этом неоднократно напоминала Е.П.Блаватская в своих трудах. В частности, в «Тайной Доктрине» («Антропогенезис», панорамный обзор ранних рас) она писала следующее:
«Увечие Урана сыном его Кроносом, который таким образом, осуждает его на импотентность, никогда не было понято современными мифологами. Тем не менее, смысл очень ясен; и так как миф этот был универсальным, то, несомненно, он должен был заключать в себе великую абстрактную и философскую мысль, утерянную сейчас для наших современных мудрецов. В аллегории это наказание отмечает, действительно, «новый период, вторую фазу в развитии творения»… Уран старался воспрепятствовать этому развитию или естественной эволюции, уничтожая всех своих детей, как только они нарождались. Уран, олицетворяющий все творческие силы Хаоса и в Хаосе – Пространстве или Непроявленном Божестве, – таким образом, несет кару…»

Далее Е.П.Блаватская отмечает, что весь этот символизм может быть отнесен к тайнам эволюции человеческих Рас.
«Эта аллегория является экзотерическим толкованием Эзотерической Доктрины, данной в этой части нашего труда. Ибо в Кроносе мы видим то же предание, вновь повторенное. Как Уран истребил своих детей от Геи (тождественной в проявленном мире с Адити или Великой Космической Бездной), заключив их в лоно Земли, Титэи, так Кронос во время этой второй стадии творения уничтожил своих от Реи – пожрав их. Это есть намек на бесплодные усилия Земли или Природы создать самосильно настоящих человекоподобных «людей». Время (Кронос) поглощает свой бесплодный труд. Тогда появляется Зевс, Юпитер, который, в свою очередь, низлагает своего отца».
По поводу борьбы богов-олимпийцев с титанами Елена Петровна писала следующее:
«Борьба Титанов, по крайней мере, в теогонии, есть битва за первенство между детьми Урана и Геи (или Неба и Земли в их абстрактном смысле), Титанов против детей Кроноса, главой которых был Зевс. В одном смысле, это есть вечная борьба, происходящая и по настоящее время между Духовным Внутреннем Человеком и человеком плоти».
  Итак, в самом общем абстрактном смысле аллегория оскопления Урана и переход власти в руки Кроноса означает завершение цикла первичного творения и начало следующего цикла, более материального. Уран символизирует Высшее Небо, Мир Огненных идей и мыслеформ, прообразы которых в следующем цикле должны получить дальнейшее, более материальное воплощение на низших уровнях Проявленного Космоса. В силу этих эволюционных причин аллегорически власть и переходит в руки Кроноса, космическим соответствием которого является планета Сатурн. Если Уран и Гея символизируют творческие силы Космоса на Высших, Огненных Планах Бытия, то их дети и дети Кроноса – олимпийские боги уже олицетворяют творческие силы на четырех низших, более материальных планах Проявленного Космоса. Поэтому последовательный переход власти от Урана к Кроносу и далее к его сыну Зевсу есть ничто иное, как аллегорическая трактовка эзотерической идеи о нисхождении Духа в лоно плотной материи, то есть процесс инволюции, имеющий место в каждом более масштабном цикле космической эволюции.
  Эзотерическая идея о полярных Началах Проявленного Космоса выражена в мифе как рождение 12 титанов: шесть мужского и шесть женского пола, что ассоциируется с процессом разделения энергий и сил в начальной фазе творения. Интересно, что только Рея и Кронос потом становятся родоначальниками олимпийских богов, другие титаны остаются за пределами видимой реальности в качестве неких энергий и сил, участвующих в процессе эволюции.
Борьба Титанов и Богов может рассматриваться и как постоянная борьба между предшествующими и новыми более совершенными формами воплощения божественных идей и мыслеобразов на низших планах Проявленного Космоса. Это всецело касается и совершенствования человеческих форм в ходе развития Коренных Рас на Земле.
Еще раз подчеркнем, что события, описанные в Теогонии Гесиода, есть лишь аллегория экзотерических толкований Эзотерической Доктрины. И это обстоятельство необходимо учитывать при рассмотрении истинной роли Величайших Космических Иерархов в процессе Их космического творчества.
 

****

   Уран Небесный праотец богов Теогонии является одним из позднейших измененных образов Великих Небесных Божеств многих древних религий и культов, существовавших задолго до времен Гесиода. Праобразами Урана могут считаться и старейшее ведическое божество – Варуна и хеттский верховный бог Небес – Уруван и шумерский бог Неба – Анна и китайский бог Тянь-ди и древнеиранский бог Ахурамазда, а также многие другие высшие божества древних народов.
Некоторые исследователи считают, что имя небесных божеств может быть связано со значением слова «высота». Так, имена греческого бога Урана и родственных ему индийского Варуны и хеттского Урувана восходят к индоевропейскому слову wers – «возвышаться». От этого же корня произошло наше русское слово «верх» и индийское «varna», означающее «свет». Поэтому свет и возвышенность – одни из основных качеств, присущих многим небесным божествам.
Многие исследователи мифологии полагают, что наиболее близким праобразом Урана все же следует считать Варуну. Поэтому очень кратко рассмотрим известные из древних источников описания этого старейшего ведического божества.
Вот что писала о Варуне Е.П.Блаватская.
«Уран является измененным Варуной, он «охватывающий весь мир», «всевмещающий» и один один из старейших ведических Божеств – Пространство, создатель Неба и Земли, ибо как одно, так и другое проявлены из его (или Пространства) семени. Лишь позднее Варуна сделался главою Адитьев и нечто вроде Нептуна, едущего на «Левиафане», Макара, теперь наиболее таинственный и священный Знак Зодиака. Варуна, «без которого ни одна тварь не может даже мигнуть», был разжалован, подобно Урану и, подобно ему, пал в зарождение; функции его – «величайшие космические функции», как называет их Мюир – были унижены и низведены с Неба на Землю экзотерическим антропоморфизмом».
(«Тайная Доктрина», т.2, ч.1)
 Ниже приведены изображения бога Варуны, восседающего на мистическом морском чудовище Макара. У индусов Макара считался колесницей этого божества. Иногда также можно встретить изображения Варуны в виде огненного крылатого Дэва.
Варуна
Варунадева
Огненный Варуна

   Если мы откроем Теософский словарь, то сможем прочесть о Варуне следующее:
   «Варуна (Санскр.) Бог воды или морской бог, но совершенно непохожий на Нептуна, ибо в случае этого старшего из ведийских божеств, Вода означает "Воды Пространства", или все-облекающее небо, Акаша - в одном смысле. Варуна или Уаруна (фонетически) несомненно является прототипом греческого Урана. Как говорит Мьюир: "Варуне приписываются благороднейшие космические функции. Обладая неограниченным знанием... он поддерживает небо и землю, он обитает во всех мирах как суверенный властитель. ...Он заставил золотое... солнце засиять на небосводе. Ветер, гремящий в атмосфере, есть его дыхание. ...Благодаря действию его законов, луна движется в сиянии и звезды... таинственно исчезают при дневном свете. Он знает полет птиц в небе, пути кораблей в океане, направление далеко уносящегося ветра, и созерцает все, что было или будет сделано. ...Он - свидетель правдивости и лживости людей. Он наставляет Риши Васишту в мистериях; но его тайны и тайны Митры не для того, чтобы их открывали глупцам." ..."Качества и функции, приписанные Варуне, сообщают его характеру нравственное величие и святость, далеко превосходящие все, приписываемое любому другому ведийскому божеству».

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дает Варуне более скромную характеристику.

«Варуна  (т. е. облекающий, обнимающий, по-гречески Ουρανoς) — в санскритских священных книгах так называется один из небесных богов; в Ведах он прославляется как первый бог (Adityas), создатель и хранитель мира, а также как праведный и кроткий судия, карающий грехи и награждающий добродетель. К нему обращены некоторые из лучших гимнов Ригведы. В позднейшей мифологии он по преимуществу является богом вод и одним из стражей мира».
  Википедия говорит о Варуне следующее:
«Вару́на (др.-инд. varua) в Ведах — бог мировых вод, а также хранитель справедливости и судья. Наряду с Индрой являлся одним из главных богов ведического пантеона. Старший из братьев-Адитьев. Имя Варуны часто связывают с Митрой, ведийским богом солнца. Их противопоставление как пары вода-огонь часто встречается в брахманической литературе.
В послеведический период утратил своё ведущее положение в пантеоне, однако его продолжают считать владыкой вод и включают в число Локапал. В иконографии изображается в виде белого человека в золотых доспехах, держащего в руке аркан, сделанный из змеи. Его вахана (ездовое животное) — Макара, морское чудовище или пятиголовый наг.
Этимология имени дискуссионна. Некоторыми исследователями (Ж. Дюмезиль и др.) фонетически отождествляется с греческим богом   Ураном».  

Более подробная информация экзотерического толка о Варуне может быть найдена в «Онлайн Энциклопедии Кругосвет».
  ВАРУНА (санскр. ), один из основных персонажей ведийской мифологии, значение которого, несмотря на небольшое количество посвященных ему гимнов, сопоставимо только с Индрой (в частности, только ему и Индре дается титул самрадж – «самодержец»); впоследствии ответственный за запад в мифологической модели хранителей мира (локапалы).   
Варуна, принадлежащий к классу Адитьев (особая группа небесных богов), теснейшим образом связан с Митрой – божеством, ответственным за соблюдение договоров. О том, что образ Варуны доиндийского происхождения, свидетельствуют аналогии между ним и хеттским морским богом Аруной, славянским Велесом и, в наибольшей мере, с иранским Ахурамаздой (Варуна и непосредственно упоминается, вместе с тем же Митрой, а также с Индрой, в договоре переднеазиатских царей середины II тысячелетия до н.э.). К концу 20 в. начала преобладать точка зрения, что прототип Варуны может быть обнаружен также в мифологии протоиндийской цивилизации. Хотя Варуна вместе с Митрой моделируют магико-правовой аспект существования космоса, Варуне в первую очередь приписываются магические функции, обладание чудесной силой майи, а также особая ответственность за функционирования мирового порядка-истины – риты. Его принадлежности к классу небесных богов не противоречит тесная связь с космическими водами: последние составляют как бы рамку мира, внутри которого осуществляется космический порядок. Варуна – божество ригористическое и вместе с тем способное к более близкому контакту с адептом, чем остальные божества ведийского пантеона. Целый цикл гимнов Ригведы посвящен его тесным взаимоотношениям с поэтом-риши Васиштхой: вначале Васиштха пользовался исключительной благосклонностью Варуны, но за один только проступок (в самих гимнах не упоминаемый) навсегда ее лишился и погиб мучительной смертью от водянки, которую наслал на него неумолимый бог (связанный с водной стихией).
В послеведийскую эпоху Варуна утрачивает свои позиции. Хотя он и становится одним из локапалов, чувствуется определенная дань его прошлому, и этот его статус никак не препятствует тому, что его подчиненное положение по отношению к верховным богам индуизма становится все более несомненным. Его связь с нравственно-регулятивными функциями космоса также все более стушевывается, а с водной стихией и хтоническим миром возрастает. Варуна соперничает, как с равными, с мудрецами-риши (сюжет похищения Варуной жены у риши Утатхьи по Махабхарате, завершившийся победой последнего), уклоняется от сражения с вторгшимся в его царство демоном Раваной, требует принесения в жертву сына щедрого и милостивого царя Солнечной династии Харишчандры, поет гимны Кришне, чтобы заслужить его благосклонность. В индуистской «иконографии» Варуна изображается с петлей в руке – в знак его бывших карательных функций».

Интересно отметить следующий момент. У индусов Варуной называется одно из самых ярких созвездий, видимых ночью над горизонтом – Орион. Напомним, что египетский бог Озирис также ассоциировался с созвездием Орион. В греческой мифологии Орион соответствовал титану Атлас, держащему на своих плечах Вселенную.
  Ранее упомянутые астрологи-исследователи Семира и Виталий Веташ в своей книге приводят следующий архетип Урана.
«Архетип УРАНА является нам в мифологии через образ голубого небесного свода, оградившего мир от Хаоса, и сияющего света, пронзающего лучом разума всё тайное и тёмное. Это слово и мысль, с быстротой молнии творящая миры и разрушающая их по своей прихоти, не ведая ограничений в своём творчестве. Это безудержная стихия самого движения, бесконечно расширяющая свободное пространство, созидающий дух и его эволюционные перспективы. Это связь Неба и Земли, в которой активно Небо, и неостановимое движение вверх мирового древа жизни, поддерживающего небесную твердь, хранящую мир. Это изначальное разделение Вселенной на дух и материю, и их единство, возвышающееся над добром и злом. Это всё самое хорошее и далёкий рай, а в обычной жизни — природные явления: круговращение светил и звёзд, гроза, ливень и радуга. Это озарение ума и точное знание, интуитивная догадка и научное открытие. Это ясное видение прошлого, настоящего и будущего и безграничное стремление к неизведанному, выраженное в гимне богу Небес:
«Много ведь ещё не зажегшихся зорь:
определи нам жить при них, о Варуна!»
(Риг Веда II, 28:9)
 
****
   Завершая наше краткое рассмотрение этой темы, нам хотелось бы привести некоторые выдержки из «Тайной Докрины» Е.П.Блаватской и писем Е.И.Рерих, посвященные Учителю Учителей, Владыке Планеты Уран, Величайшему Космическому Духу нашей Солнечной системы, Владыке Шамбалы – Майтрейе.
«Сокровенное Учение говорит: «Он, кто первым проявляется при Обновлении, появится последним перед Поглощением (Пралайя)»… Рожденный Огнем и Водою, прежде чем они стали определенными элементами, Он был «Творцом», формовщиком или планировщиком всего сущего. «Без него ничто не было сотворено из того, что было сотворено. В нем была жизнь; и жизнь была Светом людей»; и, в конце концов, он может быть назван, чем он всегда и был, Альфою и Омегою Проявленной Природы. «Великий Дракон Мудрости рождается из Огня и Воды и все вновь будет поглощено с ним в Огонь и Воду».
(«Тайная Доктрина» т.1, ч.2, отдел XV)
«Как я уже писала Вам, Владыка М., Дающий Учение, есть Великий Учитель Учителей в Гималайской Твердыне. Титул этот уже сам говорит за себя и указывает на высочайшее Посвящение. Конечно, Владыка М. является аспектом Первого Логоса и вмещает все Его Лучи. Именно Он есть Владыка Мира и Ману нашего человечества».
(Е.И.Рерих Письма, т.III, письмо от 16.07.1935 г.)
«Все самое Великое, самое Высокое заключается в этой Индивидуальности. Нет более высокого выражения Великой Тайны Бытия, нежели в Солнечном Иерархе, Владыке Майтрейе, Владыке Христе. Он Великий Держатель и Создатель! Он есть Всё!».
(Е.И.Рерих Письма в Америку, т.3, письмо от 05.08.1953 г.)
«Но даже в раннем христианстве можно найти понимание, что Единый Великий Дух сходил на Землю и воплощался там, где была явлена особая нужда в новом понимании Истины. Уявите тождественность всех Великих Учителей. Пора человечеству приблизиться к мировой космической тайне – Единого Аватара, оявленного с каждой Манвантарой».
(Е.И.Рерих Письма, т.IX, письмо от 26.02.1951 г.)
«На Востоке принята Истина, что Единый, Величайший Дух является Создателем нашего сознания и Спасителем нашего человечества. Дух этот – Аватар Вишну и появляется на Земле каждый раз, когда человечество заходит в тупик и необходим новый сдвиг сознания. Таким образом, все Спасители Мира являются Обликами одного и того же Духа Аватара Вишну, который проявлялся как Кришна, Зороастр, Будда, Христос и Майтрейя. Проявлялся Он и в иных Обликах, менее ярких, но всегда истинно подвижнических». (Е.И.Рерих Письма, т.IX, письмо от 11.03.1951 г.)
«Итак, Индивидуальность Одна, но частичные проявления Ее озаряли такие земные проявления, как Будда, Христос и Майтрейя и еще другие. Так Владыка Майтрейя вмещает в себя и Лучи Величайших Спасителей и Создателей сознания нашего человечества. Истина эта Велика и Проста для сердца, пылающего любовью к такому олицетворению Любви и Красоты, которое воплотилось в мощном Облике Владыки Майтрейи, Владыки Великого Сострадания».
(Е.И.Рерих Письма, т.IX, письмо от 13.04.1953 г.)
   Сравнивая эти фрагменты с экзотерическими трактовками мифологических описаний, невольно поражаешься, насколько сознание людей во все времена старалось низвести Высочайшие Истины и Тайны Бытия до своего среднего уровня понимания. Экзотерический антропоморфизм унизил и низвел Божественные Истины Сокровенных Учений до уровня нашей грешной Земли. В таком оскопленном и завуалированном виде они и сохранились до нашего времени. Возможно, именно только в этом и состояла заслуга экзотерического антропоморфизма.
Читая мифы древних народов, подавляющее большинство современных людей относится к ним как к некому своеобразному пласту культуры древних цивилизаций, не ведая той глубины Философских Истин, что сокрыты в них. Докопаться до истинной сути мифов порой очень не просто. Как уже говорилось, ключи к истинному пониманию мифологии могут быть найдены лишь в Сокровенном Учении Востока.
Величественный Образ Урана – Небесного Создателя Богов и всего Сущего в Космическом Мире нашей Солнечной системы наглядный тому пример.

 

  ****

 


До новых встреч!

 

< вернуться к списку