Прометей

Мирра Ришар (Мать). Духовное значение цветов.

 
Обрывaя лепестки цветкa, ты не приобретaешь его крaсоты.
Рaбиндрaнaт Тaгор

 БУДЬТЕ, КАК ЦВЕТОК 

Цветы учат нас очарованию тишины - и тем самоотдаче, которая не требует ничего взамен
 
 
   
Будьте как цветок. Нужно стараться стать подобным цветку: открытым, откровенным, ровным, щедрым и сердечным. Знаете ли вы, что это означает?
Цветок открыт всему, что окружает его: Природе, свету, лучам солнца, ветру и т.д. Он оказывает спонтанное влияние на все, что его окружает. Он излучает радость и красоту.
Он откровенен: он не скрывает ничего от своей красоты и дает ей откровенно течь из себя. Тому, что внутри, что находится в его глубинах, он дает выходить, чтобы каждый мог видеть это.
Он ровен: он не имеет предпочтений, каждый может насладиться его красотой и его ароматом без какого-либо соперничества. Он ровен и одинаков со всеми. Ни в чем и нигде он не отличается.
Затем щедрость: без остатка или ограничения, как он отдает мистическую красоту и самый сокровенный аромат Природы. Он жертвует собой всецело для нашего удовольствия, он даже жертвует своей жизнью, чтобы выразить красоту и тайну того, что собрано в нем.
И затем сердечность: он так мягок, он так сладок, так близок нам, он такой любящий. Его присутствие наполняет нас радостью. Он всегда бодр и счастлив.
Счастлив тот, кто может поменять свои качества на подлинные качества цветов. Постарайтесь культивировать в себе их рафинированные качества.
 
Душа цветка  

   
Неэгоистическое движение, нерасчетливое, является одной из самых прекрасных форм психического сознания в мире. Но чем выше по шкале ментальной активности, тем реже это встречается. Ибо с интеллектом приходит хитрость, изворотливость, испорченность, расчетливость. Например, когда роза цветет, она делает это так спонтанно, ради радости быть прекрасной, сладостно благоухать, выражая всю радость жизни, и она не подсчитывает, она ничего не хочет добиться от нее: она делает это спонтанно, в радости бытия и жизни. Возьмите человеческое существо, за очень редким исключением, в тот миг, когда его разум становится активным, он старается извлечь какую-то выгоду от своей красоты и ловкости; он хочет, чтобы они принесли ему что-то, или обожание людей, или еще более низкие дары. Следовательно, с психической точки зрения, роза лучше человеческих существ.
    Только если вы подниметесь на ступеньку выше и сознательно сделаете то, что роза делает неосознанно, тогда это станет много прекрасней. Но это должно быть той же вещью: спонтанным цветением красоты, нерасчетливым, просто ради радости бытия. У маленьких детей это иногда получается (иногда, не всегда). К несчастью, под влиянием их родителей и окружения, они научаются быть расчетливыми еще очень маленькими.
    Но этот род желания, добиться выгоды для себя благодаря тому, чем вы являетесь или делаете, воистину является одной из самых уродливых вещей в мире. И одной из самых распространенных, настолько распространенных, что она стала почти спонтанной в человеке. Ничто не может повернуться спиной на божественную любовь более тотально, чем это, чем желание выгадать и выиграть.

    Любят ли цветы?
 
   
Форма их любви — это цветение. Безусловно, когда вы видите, как роза открывается солнцу, это напоминает потребность отдать свою красоту. Только для нас это почти немыслимо, ибо они не думают о том, что они делают. Человеческое существо всегда ассоциирует себя со всем, что оно делает, эту способность видеть себя делающим это, то есть думать о себе, думать о себе, делающим это. Человек знает, что он что-то делает. Животные не думают. Это — совершенно не одна и та же форма любви. И цветы, так сказать, не осознают: это — спонтанное движение, не сознание, которое осознает себя, вовсе нет. Но это великая Сила действует через все, великое универсальное Сознание и великая Сила универсальной Любви, которая дает всем вещам цвести в красоте. 
    Есть ли чувство красоты у цветов?

     Здесь непосредственно есть органическая жизнь, витальный элемент, и именно этот витальный элемент дает цветам чувство красоты. Оно, вероятно, не индивидуализировано в том смысле, как его понимаем мы, но это — чувство рода, и род всегда старается реализовать его. Я замечала первые зачатки психического присутствия и вибрации в растительной жизни, и, воистину, это цветение, называемое цветком, является первой манифестацией психического присутствия. Психическое индивидуализировано только в человеке, однако оно было и до него; но оно отличается от индивидуализированного в человеке, оно более текуче: оно проявляется как сила, как сознание, скорее, чем как индивидуальность. Возьмите, например, розу; ее великое совершенство формы, цвета, аромата выражает стремление и психическую самоотдачу. Посмотрите на розу, раскрывающуюся утром на первое прикосновение солнца, это — великолепная самоотдача в стремлении.   

   
  Чем является психическая молитва, которую представляют цветы?
    Психическое, когда оно проявляется в растении, в форме цветка, является формой бессловесной молитвы; это — устремление растения к Божеству. 
    Вы написали:
«Любовь цветов — это ценная помощь для нахождения и объединения с психическим». Не могли бы вы объяснить это подробнее?
 
 
 
Антигонон тонковатый. Гармония.
    Поскольку цветы являются манифестацией психического в растительном царстве, любовь к цветам должна означать, что вас притягивает психическая вибрация и, следовательно, психическое в вас самих.
    Когда вы восприимчивы к психической вибрации, это вводит вас в более сокровенный контакт с психическим в вас самих. Вероятно, красота цветов тоже является средством, используемым Природой, чтобы пробудить в человеческих существах тягу к психическому.
 
    Как можно войти в психический контакт с цветами? 
    Когда кто-то входит в контакт со свои собственным психическим, он начинает осознавать имперсональное психическое позади всего творения, и затем, через это, он может войти в контакт с цветами и знать психическую молитву, которую они представляют. 
    Мать, когда вам приносят цветы, как вы определяете их значение? 
    Цветов? Точно так же, входя в контакт с природой цветка, с его внутренней правдой. Тогда вы знаете, что он представляет.     
   
     
Каждый цветок имеет свое собственное значение, не так ли? 
    Не так, как мы понимаем это ментально. Есть ментальная проекция, когда кто-то дает цветку точное определение. Он может ответить, вибрировать на касание этой проекции, принять ее значение, но цветок не имеет эквивалента в ментальном сознании. В растительном царстве имеет место начало психического, но там нет начала ментального сознания. В животном мире дело обстоит иначе; там начинает формироваться ментальная жизнь, и для них вещи имеют значение. Но в цветах это, скорее, похоже на движение маленького ребенка — это не чувство, не ощущение, но что-то от того и другого; это — спонтанное движение, совершенно особая вибрация. Поэтому если кто-то находится в контакте с ним, он получает впечатление, которое может быть переведено мыслью. Вот как я определяю значение цветов и растений — здесь имеет место своего рода идентификация с вибрацией, восприятие качества, которое она представляет, и, мало помалу через своего рода аппроксимацию (иногда это приходит спонтанно, иногда это требует времени) эти вибрации (которые носят витально-эмоциональный характер) и вибрации ментальной мысли приходят вместе, и если между ними имеется достаточная гармония, вы имеете точное восприятие того, что это растение может выражать.
    В некоторых странах (особенно здесь) определенные растения используются как средство богослужения, предложения, преданности. Определенные растения предлагаются в определенных случаях. Я часто видела, что эта идентификация отвечает природе растения, потому что спонтанно, не зная ничего, я иногда определяла то же значение, что было принято и в религиозных церемониях. Вибрация была реально в самом растении… Шло ли это от его использования или приходило очень издалека, откуда-то глубоко снизу. Из начала психической жизни? Трудно сказать.
     
   
Если наше подношение цветов зависит от состояния нашего сознания, поможет ли это нам узнать значение цветов, даже если только чисто ментально? 
Да, конечно.
   
Имеют ли цветы силу в оккультных мирах?
    Да, они имеют оккультную силу; они даже могут передать послание, если вы знаете, как передать его им.
   
Могут ли цветы передать другие послания, не совпадающие с тем значением, которое вы определили для них?
    Это не невозможно, но тот, кто шлет послание, должен обладать великой силой формации.
   
Является ли эта сила формации чисто оккультной или ментальная или витальная сила формации тоже может передать послание?
    Ментальная сила формации, безусловно, может передать послание. Но чтобы эти послания были получены и поняты, тот, кому они посланы, должен и сам быть очень ментально восприимчивым и особенно внимательным.
   
    Когда мы предлагаем цветы, с какой позицией мы должны предлагать их? Имеет ли значение, если мы не знаем их значения?
    Это всецело зависит от того, кто дает цветы, и от состояния его сознания. Один и тот же ответ может быть дан на оба вопроса. В соответствии с уровнем сознания людей, то, что они делают, имеет и соответствующей глубины значение.
   
Сохраняют ли цветы силу всегда, даже когда они увяли?
    Увяли? Нет, мое дитя; когда они засохли — да. Увядшие цветы — просто ничто. Имеет место декомпозиция, так что вещь исчезает. Вероятно, это приносит энергию в почву, это вполне возможно; но когда цветок увял, он хорош только как удобрение для других цветов. Но если он засушен, он сохраняется, он может оставаться достаточно долгое время.
   
Сладкая Мать, что мы должны делать с цветами, которые вы даете нам каждый день?
    С цветами? Вы должны хранить их, пока они свежи, а затем собирать их и отдавать садовнику (любому садовнику), чтобы он внес их в землю для питания других цветов. Да, можно отдавать земле то, что она дала нам, в противном случае дело было б плохо.
 
Психологическое совершенство 
 
Здесь не одно психологическое совершенство, а пять, как пять лепестков этого цветка. Мы сказали, что это: искренность, вера, преданность, стремление и сдача. Но каждый раз, когда я даю этот цветок, это бывает не одно и то же психологическое совершенство, это что-то очень текучее, зависящее от обстоятельств и нужды людей. 
   
Плюмерия, Plumeria,
   
  Кто помнит это?
     (Считая лепестки) Один, два, три, четыре, пять психологических совершенств. Что такое пять психологических совершенств?…
     Если кто-то знает, он может сказать нам, мы сравним…
     Стремление, преданность, искренность и вера
     Это только четыре, так что далеко.
     И сдача
     Во всяком случае, что есть всегда, во всех комбинациях и кому бы я не давала его, первым среди них стоит искренность. Ибо если бы здесь не было искренности, вы не могли бы продвинуться ни на полшага. Поэтому она идет первой и она всегда есть там.
     Но ее можно перевести и другим словом, если хотите, словом «прозрачность». Я объясню это слово: Кто-то находится передо мною, и я смотрю на него; я смотрю в его глаза. И если этот человек искренен или «прозрачен», через его глаза я иду вниз и вижу его душу — ясно. Но это — всецело переживание — когда я смотрю на кого-то и вижу маленькое облачко, тогда я продолжаю, я вижу ширму, и затем иногда это — стена, и впоследствии она становится совершенно черной; и через все это нужно пройти, пробить бреши, чтобы проникнуть: и даже тогда до последней минуты я не могу быть уверена, что не окажусь перед бронзовой дверью, такой толстой, что я никогда не пробьюсь через нее и не увижу его душу; поэтому о таком человеке я могу сразу сказать, что он неискренен. Но я могу также сказать, образно выражаясь, что он не прозрачен. Это — первая вещь.
     Затем второе, что, очевидно, совершенно необходимо, если вы хотите идти вперед; это иметь веру. Другое слово, которое может показаться более ограниченным, но для меня оно важнее, потому что (это вопрос переживания), если ваша вера не образована из полного доверия к Божеству, вы вполне можете оставаться под впечатлением, что вы имеете веру, однако при этом утратить всякую веру в божественную Силу или божественную Доброту, или в Веру в вас Божества. Здесь есть три камня преткновения:
   
   
   
     Те, кто имеет то, что они называют непоколебимой верой в Божество, и говорят: «Это Божество делает все, может сделать все; все, что происходит со мной, с другими, везде, все это — дело рук Божества и только Божества», если они последуют этому с некоторого рода логикой, через некоторое время они начнут обвинять Божество во всех самых ужасных делах, которые имеют место в мире, и сделают из него настоящего Демоне, жестокого и ужасного — если они не имеют доверия.
   
     
 Мирра Ришар. (Мать).
   
  Или, опять же, они имеют веру, но говорят себе: «Хорошо, я верю в Божество, но этот мир, я прекрасно вижу, чем он является! Во-первых, я так страдаю, не так ли? Я очень несчастен, куда несчастней всех моих соседей, — ибо вы всегда несчастней ближнего — я очень несчастен и жизнь жестока со мной.
     Но Божество божественно. Он — Всеблагой, он — Всевеликодушный, Всегармоничный, поэтому как же я могу быть таким несчастным? Должно быть, он бессилен; иначе, будучи таким хорошим, как может Он давать мне так много страдать?»
     Это — второй камень преткновения.
     И третий: есть люди, которые обладают тем, что может быть названо искаженной или чрезмерной скромностью или смирением и которые говорят себе: «Конечно, Божество отбросило меня. Я ни к чему не годен. Он не может ничего со мной поделать, единственное, что мне остается, это выйти из игры, ибо Он находит меня недостойным Себя!»
     Поэтому пока вы не добавите к вере тотальное и полное доверие к Божественной Милости, трудности будут оставаться. Так что обе эти вещи необходимы…
     Теперь, мы использовали «преданность» в этой серии. Да, преданность прекрасна, но пока она не сопровождается многими другими вещами, она тоже может привести ко многим ошибкам. Она может встретится с великими трудностями.
     Вы имеете преданность, и вы сохраняете свое эго. И тогда ваше эго заставляет вас превращать преданность во всевозможные вещи, вещи ужасно эгоистичные. То есть, вы думаете только о себе, ни о других, ни о мире, ни о работе, ни о том, что должно быть сделано — вы думаете только о своей преданности. Вы становитесь ужасно эгоистичны. И поэтому, когда вы находите, что Божество, по той или иной причине, не отвечает на вашу преданность с энтузиазмом, чего вы ожидаете от Него, вы отчаиваетесь и оказываетесь перед теми же тремя трудностями, о которых я только что говорила: либо Божество жестоко — мы читали это, есть множество таких историй о полных энтузиазма преданных, которые бранят Божество, потому что Он не так мягок и не так близок им, как раньше. Он удалился: «Почему ты покинул меня? Ты покинул меня, О чудовище!.. Они не осмеливаются говорить так, но думают это, или же они говорят: «О, я сделал такую серьезную ошибку, что я отвергнут», и впадают в отчаяние.
  
   
      Ipomoea hederifolia, "Благодарность".
   
   Однако есть другое движение, которое должно постоянно сопровождать преданность… Это своего рода чувство благодарности, что Божество существует; это чувство чудесной признательности, которое воистину наполняет вас возвышенной радостью осознания факта, что Божество существует, что есть что-то во вселенной, что является Божеством, что все это — не то уродство, которое мы видели, что Божество есть, Божество существует. И каждый раз, когда малейшая вещь прямо или непрямо вводит вас в контакт с этой возвышенной Реальностью божественного существования, сердце наполняется такой интенсивной, такой чудесной радостью, такой благодарностью, словно изо всех вещей она имеет самый восхитительный вкус.
     Нет ничего, что дало бы вам радость, равную радости этой благодарности. Вы слышите пение птицы, видите чудесный цветок, смотрите на маленького ребенка, видите акт великодушия, читаете прекрасные строки, смотрите на заходящее солнце, неважно что, внезапно это приходит к вам, эмоция этого рода — действительно, такая глубокая, такая интенсивная — что мир проявляет Божество, что позади мира есть что-то, что является Божеством.
     Поэтому я нахожу, что преданность без благодарности совершенно не полна, с преданностью должна идти благодарность.
     Помнится, однажды мы говорили о храбрости, как об одном из совершенств; я, помню, вписала ее дважды в список. Но эта храбрость означает обладание вкусом к всевышней авантюре. И этот вкус ко всевышней авантюре есть стремление — стремление, которое овладевает вами полностью и бросает вас — без расчетов, без остатка и без возможности отступления — в великую авантюру божественного открытия, великую авантюру божественной встречи, еще более великую авантюру божественной Реализации; вы бросаетесь в авантюру без оглядки и ни секунды не спрашивая себя: «Что будет?» Ибо если вы спрашиваете, что произойдет, вы никогда не стартуете и всегда будете оставаться на месте, пустив корни, боясь что-то потерять, утратить свой баланс.
   
Фиалка трехцветная садовая, "Мысли, повернутые к Божеству"
   
    Вот почему я говорю о храбрости — но в действительности это стремление. Они идут вместе. Реальное стремление есть нечто, полное храбрости.
     И теперь сдача. В английском есть слово «surrender», во французском языке нет слова, которое точно бы передавало его смысл. Но Шри Ауробиндо сказал,— я думаю, они прочитали это,— что сдача является первым и абсолютным условием для того, чтобы делать йогу. Поэтому, если мы последуем тому, что он сказал, это — не одно из необходимых качеств, это — изначальная позиция, совершенно необходимая для начала йоги. Если кто-то не решился сделать тотальную сдачу, он не может начать.
 
 
Нарсисс. "Сила Красоты".
     Но для того, чтобы эта сдача была тотальной, необходимы все эти качества. И я добавлю еще одно — ибо мы имеем только четыре — я добавлю еще стойкость. Ибо если вы не способны встретить трудности, не будучи обескураженным, не сдаваясь оттого, что они чересчур велики: и если вы не способны… хорошо, получать удары и, все же, продолжать, «проглатывая» их, как говорят — когда вы получаете удары как результат ваших дефектов, вы их проглатываете и продолжаете идти вперед, не поникая — далеко вы не уйдете; на первом же повороте, за которым вы потеряете из виду вашу маленькую привычную жизнь, вы впадете в отчаяние и откажетесь от игры.
     Самая… как бы это сказать? самая материальная форма этого — это упорство. Если вы не решили, что готовы начинать одну и ту же вещь тысячу раз снова и снова, если нужно быть… Знаете, люди приходят ко мне в отчаянии: «Но я думал, это сделано, а теперь я должен начинать все сначала!» И если им говорят: «Но это — ничто, вы, вероятно, должны начинать снова и снова сотни раз, тысячи раз; вы сделали один шаг вперед и думаете, что добились надежного результата, но всегда будет что-то, что будет возвращать ту же трудность немного дальше. Вы думаете, что вы разрешили проблему, вы должны разрешить ее еще раз; она вернется снова, выглядя немного иной, но это будет та же самая проблема, и если вы не решите, что "Даже если она вернется миллион раз, я разделаюсь с ней миллион раз, но пройду через нее", что ж, вы не сможете делать йогу.» Это абсолютно необходимо.
 
   
Азистазия короманделиана. "Доверие к Божеству"
   
    Люди получают прекрасное переживание и говорят: «О, теперь вот оно!..» И затем оно оседает, уменьшается, затягивается вуалью, и затем что-то совершенно неожиданное, абсолютно банальное и внешне совершенно не интересное оказывается перед вами и блокирует путь. И тогда вы говорите: «А! Что хорошего в этом прогрессе, если приходится каждый раз начинать все сначала? Зачем мне нужно это делать? Я прилагал усилия, я добился успеха, чего-то достиг, я теперь все обстоит так, словно я ничего не делал! Это, действительно, безнадежно.» Ибо у вас нет упорства.
   
   
Розы. "Сдача Божественному"

     Если кто-то упорен, он говорит: «Все нормально. Хорошо. Я буду начинать снова столько, сколько это нужно; тысячу раз, десять тысяч раз, сто тысяч раз, если нужно, я буду начинать снова — но я дойду до конца и ничто не остановит меня на пути.»
     Это — самое необходимое. Самое необходимое.
     Поэтому я предлагаю: мы поставим сдачу первой, во главе списка, то есть примем то, что сказал Шри Ауробиндо — чтобы делать интегральную йогу нужно сперва принять решения сдаться всецело Божеству, иного способа нет. Но после этого нужно иметь пять психологических достоинств, пять психологических совершенств, и мы говорим, что этими совершенствами являются:
1. Искренность, или Прозрачность;
2. Вера, или Доверие (Доверие Божеству, естественно);
3. Преданность, или Благодарность;
4. Храбрость, или Стремление;
5. Стойкость, или Упорство;
     Одной из форм стойкости является верность, верность своему решению — быть верным. Нужно принять решение, нужно быть верным своему решению. Это — стойкость.     Вот так.
     Если вы стойки, придет время, когда вы победите.     Победа — стойкому.
 
БЕЗМОЛВНЫЙ ЯЗЫК ЦВЕТОВ
 
Я могу передать состояние сознания цветку легче, чем человеку: цветок очень восприимчив, хотя он и не знает, как сформулировать свое переживание для себя, потому что ему не хватает разума. Но чистое психическое сознание для него инстинктивно. Поэтому, когда вы предлагаете цветы мне, их состояие почти всегда указывает на ваше. Есть люди, которым никогда не удается принести мне цветок свежим — даже если цветок свеж, он вянет в их руках. Другие всегда приносят свежие цветы и даже дают новые силы поникшим. Если ваше стремление сильно, поднесенные вами цветы будут свежими. Если вы восприимчивы, вам будет легко впитать сообщение, которое я вложила в цветы, которые я дала вам. Когда я даю их, я даю состояние сознания; цветы являются посредниками, и эффективны они или нет, все зависит от вашей восприимчивости.
 
Лотос красный, "Аватар"
Лотос белый, "Адити - Божественное Сознание"
    Когда я даю цветы, это — ответ на стремление, идущее из самых глубин вашего существа. Это — нужда или стремление, это зависит от конкретного человека. Это может наполнить пустоту или дать вам стимул к прогрессу, или это может помочь вам найти внутреннюю гармонию, чтобы установить состояние мира.
    Цветы чрезвычайно чувствительны. Все цветы, чье значение я определила, получают именно ту силу, которую я вкладываю в них, и передают ее. Люди не всегда получают ее, потому что они менее чувствительны, чем цветы, и они растрачивают вложенную в цветок силу своим несознанием и недостатком восприимчивости. Но сила там есть, и цветок получает ее чудесным образом.
    Я знала это уже давно. Больше пятнадцати лет. Я знала одного оккультиста. Он учил меня оккультизму около двух лет. Его жена была чудесной ясновидящей и обладала абсолютно замечательной способностью — точно — передачи сил. Они жили в Тлемсене. Я была в Париже. Я переписывалась с ними. Я еще не встречалась с ними. И однажды она послала мне в письме лепестки цветка граната, «Божественной Любви». В то время я еще не давала названия цветкам, раскрывающим их значение. Она послала мне цветы граната, сказав, что эти лепестки принесут мне защиту и силу.
    В то время я носила свои часы на цепочке. Наручные часы тогда были неизвестны и встречались очень редко. И там было также маленькое увеличительное стекло восемнадцатого века… оно было очень маленьким, вот такое (жест)… И оно состояло из двух линз, как все лупы для чтения; там были две линзы, вставленные в маленькую золотую оправу, висевшую на моей цепочке. Теперь, между двумя стеклами я вложила эти лепестки и носила их всегда с собой, потому что я хотела держать их при себе; видите ли, я доверяла этой леди и знала, что она обладает силой. Я хотела хранить их всегда при себе, и я всегда чувствовала определенного рода энергию, тепло, уверенность, силу, которые исходили от них… Я не думала об этом, а так чувствовала это.
    И затем, однажды, я почувствовала себя совершенно истощенной, словно поддержка, которая всегда была там, исчезла. Что-то очень неприятное. Я сказала: «Это странно; что случилось? Ничего реально неприятного со мной не произошло. Почему я себя так чувствую, такой опустошенной, лишенной энергии?» И вечером, когда я взяла мои часы и цепочку, я заметила, что одно из маленьких стеклышек отвалилось и все лепестки выпали. Не осталось ни одного лепестка. Тогда я реально узнала, что они несли значительное количество силы, ибо я ощутила разницу, даже не зная причины. Я не знала причины, и, все же, это была очень большая разница. Так что после этого я увидела, как можно использовать цветы, наполняя их силой. Они в высшей степени чувствительны.
Стремление в физическом к Божественной Любви
 
Многочисленное и интенсивное,
которое трудно удовлетворить
 
 
   
Русселия хвощеформная
   
Здесь есть цветок, который мы назвали «Стремление в физическом к Любви Божества». Под «Физическим» я подразумеваю физическое сознание, самое ординарное, связанное со внешним миром сознание, нормальное сознание большинства человеческих существ, которое такое огромное значение придает комфорту, хорошей пище, хорошей одежде, счастливым взаимоотношениям и т.д. вместо стремления к более высоким вещам. Стремление в физическом к Любви Божества подразумевает, что физическое не просит больше ничего, оно только должно чувствовать, как Божество любит его. Оно постигает, что все обычные удовлетворения в высшей степени недостаточны. Но здесь не может быть компромисса: если физическое хочет Любви Божества, оно должно хотеть ее одой и не говорить: «Я буду иметь Любовь Божества и в то же время сохраню свои старые привязанности, нужды и радости…»
     Фундаментальное место стремления, из которого оно излучается или проявляется в той или иной части существа, это психический центр. Когда я говорю о стремлении в физическом, я имею в виду, что само сознание в вас, которое жаждет материального комфорта и благополучия, должно само, без принуждения со стороны верхних частей вашей природы, просить исключительно Любви Божества. Обычно, вы должны показать ему Свет посредством ваших более высоких частей; безусловно, это должно делаться настойчиво, в противном случае физическое никогда не научится, и потребуется обычный круг эпох Природы, прежде чем оно научится само. В действительности, круг Природы предназначен для того, чтобы показать ему все возможные виды удовлетворения. В Йоге мы ускоряем это медленный процесс Природы и настаиваем, чтобы физическое сознание видело истину и училось узнавать и хотеть ее. Но как показать ему истину? Хорошо, точно также, как вы впускаете свет в темную комнату. Осветите тьму вашего физического сознания интуицией и стремлением ваших более рафинированных частей и продолжайте делать это, пока оно не поймет, насколько пуста и неудовлетворительна его жажда по обычным низким вещам и не повернет спонтанно к истине. Когда оно сделает поворот, вся ваша жизнь изменится — переживание безошибочно.
     Когда еще ребенком, я жаловалась моей матери на еду или на какие-то другие подобные малозначительные вещи, она всегда говорила мне, чтобы я шла и выполняла свою работу или садилась за уроки и не приставала с пустяками. Она спрашивала меня, не считаю ли я, что родилась для комфорта. «Ты родилась, чтобы понять высший Идеал», говорила она и прогоняла меня. Она была совершенно права, хотя, конечно, ее представление о высшем Идеале было, скорее, бедным по нашим меркам. Мы все рождены для высшего Идеала: поэтому, когда бы в нашем Ашраме не раздавалась какая-то пустяковая просьба о большем комфорте и материальном счастье, она отвергается, это — для вашего собственного блага, чтобы заставить вас исполнить то, ради чего вы здесь. Отказ, в действительности, является благом, поскольку благодаря ему становится видно, что вы достойны встать перед высшим Идеалом и формироваться в соответствии с ним.
 
Концентрация
 
   
Молочай Милли. Концентрация"
   
Вот букет Концентрации и Нового Рождения.
     Концентрируйтесь на развитии ума, на развитии врожденных способностей, которые скрыты в нас самих.
     Концентрироваться означает находить себя. Это — поиск, средство следовать. Это — кратчайший путь для достижения всего. Нужно только сконцентрироваться — но глубоко внутри — и хлоп! вы получили вещь, слово, идею, чувство, место, которые вы хотели открыть, план сознания, а с настойчивостью и постоянным усилием вы находите Себя и душу. Концентрируйтесь, чтобы найти душу. С помощью концентрации можно достичь всего.
     Но нужно знать, как концентрироваться, и каждый план имеет определенный уровень концентрации. Знать как концентрироваться, значит обрести способность отступать от всех внешних вещей кроме той единственной вещи, которую вы хотите достичь.
     Вы знаете, что вы должны делать? Начните так: вы сидите перед стеной и говорите себе: «Пусть мой разум будет белым, как стена.» Затем, если вы видите маленькую черную точку на стене,— или что-либо еще,— точку, вы начинаете концентрироваться на этой точке, сосредоточенным взглядом, не позволяя никаким другим мыслям входить в ваш ум, не двигаясь, не колеблясь, как если бы вы хотели обернуть эту точку вашим гипнотическим взглядом. Затем вы увидите, что у вас появляются отношения с этой точкой, и что вокруг вас больше ничего не существует. Только точка существует и вы сами, притягиваемые, словно магнитом. У вас проницательный взгляд. Затем, мало помалу, черная точка перестает существовать в вашем взгляде, вы концентрируетесь очень интенсивно. Но вместо черной точки там — светлая точка; как если бы все появилось другим. Черная точка стала светлой точкой. И вы можете видеть другие движения непосредственно вокруг этой светлой точки. Затем видна только светлая точка, и ничего вокруг. И
   
   
Молочай Милли Euphorbia millii
начинают устанавливаться своего рода глубокие отношения. Попробуйте и расскажите мне.
     Затем, если кто-то научится, как концентрироваться больше, концентрироваться реально с интенсивностью, он постигает, что это не он концентрируется, что эго больше не существует, а совершенно обособленная воля,— без мыслей, ровная и не колеблющаяся, своего рода пустота, но мощно поддерживаемая стремлением,— действует через так называемого себя. Ибо Сам выглядит скрытым. Но концентрация успешно направляется, глубоко фиксирована там, внутри (Мать показывает на психический центр), не задеваема внешними событиями, обнаруживает регионы счастья, где царствует божественная сладость. Вы обнаруживаете слой за слоем планы сознания и оставляете позади себя тонкие тела, одно за другим, пока там больше не будет сопротивления и душа не покажется перед вами без какого-либо посредника, без какой-либо чуждой поддержки. И вы открываете душу в ее полноте. Если кто-то начинает жить таким образом, тогда он живет вечно в новом рождении. Каждый миг он открывает новую жизнь, новое стремление, новый свет и новую любовь. Он идет вперед, всегда открывает что-то новое. Это — жизнь.
     Нужно знать, как концентрироваться, идя глубоко внутрь, чтобы найти место внутри, из которого вы должны стремиться все больше и больше, и, в то же время, отвергать все, что нарушает [ваше состояние] — импульсы, чувства, мысли. Все, что не принадлежит нам, должно быть отвергнуто, так, чтобы мы могли быть чистыми, чтобы идентифицироваться с Божественным Сознанием. Три стадии, которые помогают одна другой: концентрироваться, отвергать и стремиться к идентификации с Божеством.
Ментальная бодрость
 
   
Гайлардиа красивая «Lorenziana». "Ментальная бодрость"
   
Знаете ли вы, что означает цветок, который мы назвали «Успешное Будущее», когда его дают вам? Он означает надежду — нет, даже обещание — что вы примите участие в нисхождении супраментального мира. Ибо это нисхождение будет успешным завершением вашей работы, нисхождение, чей полной славы еще не было, иначе весь облик жизни был бы иным. Медленными ступенями Супраментал распространяет свое влияние, сейчас одна часть существа, сейчас другая, чувствуют объятия или касание его божественности; но когда он приходит вниз во всей своей самосуществующей силе, высшая радикальная перемена захватит всю природу. Мы приближаем все ближе и ближе час его полного триумфа. И когда мировые условия будут готовы, произойдет полное нисхождение, принося все перед собой. Его присутствие будет безошибочным, его сила не выносит сопротивления, сомнения и трудности не будут вас больше терзать Ибо Божество встанет проявленным — открытым в своем тотальном совершенстве. Однако я не хочу сказать, что весь мир сразу почувствует его присутствие или будет трансформирован, я имею в виду, что часть человечества узнает и примет участие в его нисхождении — этот наш маленький мир здесь. Отсюда трансфигурирующая милость будет наиболее эффективно излучаться. И, к счастью для наших претендентов, это успешное будущее материализуется для них вопреки всем препятствиям, поставленным у них на пути неперерожденной человеческой природой!
 
Созидательное слово    

Сладкая Мать, есть цветок, который вы назвали «Созидательное Слово» 
 
 
Стрелиция королевская. "Супраментальная птица".
Да
Что это означает?
Это — слово, которое создает.
Есть всевозможные древние традиции, древняя индуистская традиция, древняя халдейская традиция, в которых Божество, в форме Творца, то есть, в Его аспекте как Творца, произносит слово, которое обладает способностью созидать. Так именно это… И это является источником мантры. Мантра — это сказанное слово, которое имеет созидательную силу. Оно взывает, и на зов есть ответ; или кто-то молится, и молитва услышана. Это — Слово, Слово, которое, в своем звуке… Это не только идея, это — звук, который имеет силу созидания. Понимаете, это — источник мантры.
В индийской мифологии Бог-творец — это Брахма, и я думаю, что это именно его сила была символизирована этим цветком, «Созидательным Словом». И когда кто-то находится в контакте с ним, произносимое слово имеет силу взывания или созидания, или формации, или трансформации; слова… звуки всегда имеют силу; они имеют гораздо больше силы, чем люди думают. Это может быть хорошая сила и это может быть плохая сила. Она создает вибрации, которые имеют несомненный эффект. Это не столько идея, сколько звук; идея тоже имеет свою собственную силу, но в своей собственной области — тогда как звук имеет силу в материальном мире.
 
Вечная юность
 
Это - дар, который Божество дает нам, когда мы объединяемся с Ним
 
 
Гибискус. "Вечная юность".
 
 Здесь, здесь, я хранила кое-что заботливо для вас; как только я получила эти цветы этим утром, я подумала о вас: «Это будет чем-то для Моны, когда он придет». Я хранила их отдельно. Вы знаете, что они означают?
       Это — «Вечная Юность», а это — «Вечная Улыбка».
       Это два цветка, которые дополняют друг друга. Два цветка, которые очень нужны для полной жизни.
       Если кто-то остается вечно юным и если он может вечно улыбаться, тогда он делает великий шаг к трансформации. Когда кто-то находится над путами эго и желаний, он начинает улыбаться, а когда кто-то может сохранять постоянное стремление к прогрессу, тогда он остается молодым. Здесь — два надежных средства достижения цели. Не тратьте время. Будьте оптимистом и следуйте прямому пути. Не нужно раздумывать.
 
Простота

Простота, простота! Как сладка чистота Твоего присутствия! 

Как только всякое усилие исчезает из манифестации, она становится очень простой, с простотой открывающегося цветка, проявляющего свою красоту и распространяющего свой аромат без шума или показного жеста. И в этой простоте лежит величайшая сила, сила, которая менее всего смешана и меньше всего дает подниматься вредным реакциям. Силе витала не следует доверять, она — искуситель на пути работ, и всегда есть риск попасть в ее сети, ибо она дает вам вкус немедленного результата; и в своем первом пылком стремлении сделать работу хорошо, мы разрешаем себе уноситься, чтобы использовать эту силу. Но очень скоро это отклоняет всю нашу деятельность с правильного курса и вносит семя иллюзии и смерти в то, что мы делаем.

Стремление
Бесчисленное и упорное, неустанно повторяющееся  

   
 
Никтантес арбортистис, Nyctanthes arbortristis
 

Хорошо, сегодня здесь есть что-то особенное. И эти два цветка совершенно прекрасны: Концентрация и Стремление… Но знаете ли вы, как стремиться? Вы стремитесь немного?
     Вы знаете, откуда приходит стремление?
       Да, Мать, из сердца, из психического.
     Да мое маленькое дитя, скорее, из психического, истинное стремление приходит оттуда; но нужно сперва начинать с сердца.
     Так долго, пока вы не находитесь с ним в контакте, вначале вы можете стремиться из разума, говоря: «Ма, Ма, Ма, Ма», и прося именно того, чего вы хотите, например, Мира или чтобы Мир установился внутри вас. Затем безмолвно концентрируйтесь и оставайтесь открытыми. Вы увидите, вы будете затоплены Миром.
     Затем концентрируйтесь в сердце и стремитесь войти в контакт с огнем, с психическим пламенем, с пламенем очищения, и идите туда, очень глубоко, и оставайтесь безмолвными и открытыми, вот так (Мать открывает Свои ладони как цветок над головой). Раз вы там,— но вы должны искренне делать великое усилие, чтобы найти это,— вы находитесь в контакте с центральным существом; все остальное смолкает, и у вас появляется чувство, что Божество все делает само. Неизменная радость, мир и свобода тогда захватывают вас. И ничего в мире больше не интересно, только стремление, которое объединяется с Божеством.
 
Роза. Любовь к Божеству.
Куркума. Мир  
Пассифлора. Интегральная тишина

 «Если вы действительно хотите сделать для мира что-то хорошее, лучше всего со всей искренностью добиваться маленьких побед в самом себе. Так вы сделаете для мира максимум того, на что способны». Мать.

 

 

< вернуться к списку