Прометей

К юбилею М.Ю. Лермонтова

 
"Отмеченный судьбой"
 
К 200-летию со дня рождения великого русского поэта. 
 
Жизнь — вечность, смерть — лишь миг.
М.Ю.Лермонтов
   


"Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе тридцатых годов. В шестнадцать лет он писал стихи, которые могли поставить его близко к вершине русской поэзии, в двадцать восемь его уже не было. Но наша молодежь должна знать подлинного Лермонтова и должна чтить его, ибо он ее родной старший брат; он всю жизнь был молод, но молодость его кипела страстью, протестом и тоской..." А.В. Луначарский.

«Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский». Лев Толстой.

«Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». В.Г.Белинский.

"Первые годы, последовавшие за 1825-м, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном  положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей...
Он (Лермонтов) полностью принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. - то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости".  
А.И.Герцен. "О развитии революционных идей в России".
 
"...Вопрос о том, что сделал бы Лермонтов, проживи он хотя бы до возраста Пушкина, мешает иным оценить наследие Лермонтова. Он погиб накануне свершения новых поразительных замыслов, которые открыли бы новые грани его таланта. Писали о нем, как о юноше, который собирался, но не успел сказать главного. Это неверно: "Война и мир" не стала бы менее зрелым романом, если бы Лев Толстой не успел написать "Анну Каренину". В каждый момент гениальный поэт, обращаясь к читателю, вполне выражает себя. И стремление заглянуть в будущее, которое так жестоко было у него отнято, не умаляет великих достоинств того, что Лермонтов сделал...".    И.Л.Андронников."Несколько слов о поэзии Лермонтова"
 

 

писатель        
М. Врубель. Иллюстрации к стих. Лермонтова "Журналист, читатель и писатель"
       
Нечто “надчеловеческое”, которое было присуще только Лермонтову и которое скорее интуитивно, но почти повсеместно чувствовали все русские литераторы, обращавшиеся к творчеству великого поэта, - от В. Белинского, А. Григорьева до Вл. Соловьёва, который первым (статья «Лермонтов») охарактеризовал изначальную, врождённую гениальность Лермонтова как “сверхчеловеческую”, до А. Блока, В. Розанова, И. Анненского и опять того же - Мережковского, который в полемике с Вл. Соловьёвым попытался выявить сущность лермонтовской “надчеловечности”, или “сверхчеловечности”.
Но главная черта обозначена идентично обоими  и В. Соловьёвым, Д. Мережковским: сверхчеловек. Тот самый, который “сходит, презрев времена”  к нам и будет, надо полагать, “сходить” к нашим потомкам. Именно “сходить” с отдалённейшей высоты, потому что, как углядел ещё один современник Вл. Соловьёва и Д. Мережковского, “Лермонтов умел стоять около жизни влюблённым и очарованным, и не слиться с нею, не вообразить себя её обладателем ни разу и ни на минуту” (И. Анненский. Вторая книга отражений).
Заметим, между прочим, что И. Анненский ставит в похвалу Лермонтову то, что осуждается Вл. Соловьёвым как “демоническая гордыня”. Опять - потаённый спор, но и опять же - необыкновенно точно подмеченный факт. В контексте “сверхчеловечности” умение Лермонтова стоять “около жизни” можно воспринимать и как над жизнью. И даже не стоять, а летать, подобно вечному страннику («Тучи») или дубовому листку, оторвавшемуся от родимой ветки: Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя...
А поэтому и разочарования - с оттенком горделивого высокомерия (“И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - // Такая пустая и глупая шутка...”). Но вот вопрос: поэт сам не хотел сливаться с жизнью (в силу своей “сверхчеловечности”) или всё-таки тому мешали и ещё какие-то препятствия? Если встать на точку зрения Вл. Соловьёва и
объективно разделившего соловьёвский постулат И. Анненского, то Лермонтов целенаправленно никогда не желал сливаться с жизнью, и, видимо, поэтому: Выхожу один я на дорогу...
Гоголь верно сказал о Лермонтове — «какая-то несчастная звезда».
  Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но при всех разноречивых толках о нем, все согласны в одном – это был гениально одаренный человек. Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать татарский язык. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать. «Если бы он профессионально занимался живописью, - писал Ираклий Андроников, - он мог бы стать настоящим художником».
               Кроме всего этого, поэт обладал еще пророческим даром.
"С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока".

               Не зря же русский публицист и философ Юрий Самарин чуть ли не с испугом отмечал: «Прежде чем вы подошли к нему, он вас уже понял».
               Лермонтов видел и понимал не только других, но и хорошо понимал себя и видел свое будущее. О своем будущем он поведал нам в своем пророческом  стихотворении  «Сон»:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

                Владимир Соловьев писал по поводу этого пророчества Лермонтова: «Во всяком случае, остается факт, что Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее. Одного этого стихотворения  «Сон» конечно достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений переданный ему гений».

Многие творения Михаила Лермонтова пронизаны мистицизмом и ореолом таинственности, которую пытались понять как его современники, так и ученые-литераторы нашего времени. Лермонтов - человек загадка. Возможно, в нем скрыта какая-то тайна, недоступная нам.

То, что с юбилеем Лермонтова связана какая-то мистика, одним из первых заметил эмигрантский поэт и литературовед Владислав Ходасевич. В своих мемуарах он написал об одном неожиданно сбывшемся пророчестве. По словам Ходасевича, за два года до 100-летнего юбилея поэта одна поклонница Лермонтова предсказала: «Вот попомните моё слово, даже юбилея его не справят как следует: что-нибудь да помешает. При жизни мучили, смерть оскорбили, после смерти... память его приносили в жертву памяти Пушкина – и уж как-нибудь да случится, что юбилея Лермонтова не будет».

И вот слова этой женщины, как пишет Ходасевич, «любящей поэзию Лермонтова и плачущей о его судьбе», неожиданно сбылись: «Столетний юбилей Лермонтова совпал с ужасами войны». В июле 1914 года началась Первая мировая: «мирный праздник поэзии», по выражению литератора, был испорчен. Затем череда мистических совпадений продолжилась.

 В 50-е годы,  Анна Ахматова с удивлением заметила, что Лермонтов имеет какое-то магическое влияние на Россию: как только его юбилей, жди какого-нибудь катаклизма. И Ахматова тоже, в свою очередь, напророчила...              

* * *

 

Нумерология – это наука о числах, и в этой связи возникла идея рассмотреть некоторую загадочность цифр в биографии поэта.
Прежде всего, представляет интерес цифра дня рождения (3 октября).
Что такое цифра 3? Прежде всего, это творчество. Данный факт отлично демонстрирует вся жизнь поэта, творчества в ней было не просто много, а очень много. Если принять во внимание всё написанное за короткую жизнь (26 лет), то тройка выполнила своё предназначение в судьбе Лермонтова на все сто процентов. Следующее ключевое слово в тройке – воображение. Достаточно вспомнить живописные работы Михаила Юрьевича – картины маслом, рисунки (пейзажи, портреты, жанровые сцены и др.), акварельные портреты, среди которых самым известным является поясный портрет молодой женщины в тёмно-синем закрытом платье – Варвары Александровны Лопухиной, с именем которой связана история большой любви Лермонтова. Кроме того, тройка – это энтузиазм, дар слова, воодушевление, ребячливость. Всё это в равной степени сочеталось в натуре поэта.
А теперь рассмотрим магию чисел в основных датах судьбы поэта.
Итак, дата рождения: 3.10.1814. Если сложить цифры (3+1+0+1+8+1+4), в сумме получится 18. При преобразовании числа (сложении составляющих его цифр) получается 9. Это жизненное число поэта. Девятка означает приверженность искусству – живописи, писательству, поэзии. Также девятка – это неуправляемая эмоциональность, которая зачастую переживается в экстремальной форме (дуэли Лермонтова, одна из которых привела к гибели). Современники вспоминают, что Лермонтов очень быстро переходил от сильного гнева к великой терпимости, от страстных выкриков к беспристрастным наблюдениям, от неистовой ревности к сочувственному пониманию. Девятка – это воля и упорство, число также характерно для нелегкой судьбы поэта: армейские неурядицы, опала за стихи на смерть Пушкина, немилость и изгнание. Всё это поэт вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество. По сути, благословение девятки состоит в её способности восстанавливать успех, возрождаться из пепла, девятка обладает огромной энергией регенерации, символизирует самоотверженность, большой интерес к другим людям. Человек с жизненным числом 9 идеалистичен, часто бывает расстроен недостатком совершенства в мире (повесть «Герой нашего времени», драма «Маскарад»), романтичен, любит с глубиной и страстностью (частые влюблённости и множество адресатов любовной лирики поэта), имеет сильное воображение (живописное наследие, оставленное Лермонтовым).
Число 9 часто считается главным числом нумерологии. Связано это с тем, что при умножении на любое число, девятка воспроизводит себя.
9 символизирует сильную личность с потенциальным интеллектом, способную к высокому развитию. Здесь успех дарит мир искусства и художеств, артистический талант и творческая, созидательная сила.
Девятка встречается в цифровой составляющей жизни поэта ещё несколько раз. Возьмём дату смерти поэта: 15.07.1841. Если сложить все цифры (1+5+7+1+8+4+1), в сумме получается число 27. При его преобразовании (2+7) мы вновь получаем девятку. Если же умножить жизненное число 9 на цифру дня рождения 3, опять получается 27. На двадцать седьмом году поэт погиб. Не правда ли, мистика?
А если вспомнить недописанную повесть Лермонтова «Штоссе» (1841), то и вовсе имеется повод для удивления.  Приведу две фразы из первой и второй глав повести:
1* «Вот уж несколько дней, как я слышу голос: кто-то мне твердит на ухо с утра до вечера – и как вы думаете, что? – адрес: – вот и теперь слышу: «в Столярном переулке, у Кокушкина моста, дом титулярного советника Штосса, квартира нумер 27»;
2* «– Скажи, пожалуйста, – сказал Лугин после некоторого молчания, сунув дворнику целковый, – кто живет в 27-м нумере?» Неужели выдуманный Лермонтовым номер мистической квартиры несёт в себе загадку предчувствия гибели именно на 27-м году? Кто знает…1814 – это: 1 + 8 + 1 + 4 = 14; погиб в 1841 году; 1841 – это: 1 + 8 + 4 + 1 = 14. Что за магия чисел, на которую невозможно не обратить внимание, даже и не будучи «нумерологом-астрологом»!..
Думаю, за этой странной магией чисел скрывается основное, мистически постоянное для Лермонтова число, являющееся как земным, так и небесным, – 7: семь дней в неделе, семь цветов радуги, семь нот в музыкальной гамме, семь основных планет нашей Солнечной системы, «семь небес» по древним мистическим учениям (что по сию пору сохраняется в поговорке «…на седьмом небе», т.е. наверху блаженства). «Дважды семь» – год рождения Лермонтова, а «два и семь» – дата его гибели (и номер мистической квартиры в повести). Добавлю, что погиб он в седьмом месяце года – в июле.
Философы-мистики такое утверждают: «Каждая семёрка в действительности является четырнадцатью, так как каждое из семи имеет два аспекта [земной и небесный]. Таким образом, четырнадцать в свою очередь означает взаимосвязь двух планов» [земного и небесного].
Но как ни расшифровывай такие совпадения чисел, понять это невозможно! Неужели гибель Лермонтова в совершенно определенный срок была заранее предопределена?.. Сам Лермонтов еще в 1831 году, то есть в 16–17 лет, писал:
Пора уснуть последним сном,
Довольно в мире пожил я;
Обманут жизнью был во всем,
И ненавидя, и любя».
В 1837 году возвращался к той же мысли: «Но я без страха жду довременный конец. // Давно пора мне мир увидеть новый…»
Отнюдь не пустые фразы в «Штоссе» и о людях, которым так и не удалось поселиться в мистическом доме: получается, что всех, кто хотел оказаться рядом со зловещим стариком, неминуемо ждала беда.
Сам Лермонтов верил в мистику чисел, о чём вспоминал офицер-артиллерист А.Чарыков.  Он опубликовал в журнале свой рассказ о встрече с Лермонтовым в 1840 году в Ставрополе, где располагался штаб его (Чарыкова) бригады:
«В один прекрасный день мы, артиллеристы, узнали, что у барона [Вревского] на вечере будет Лермонтов, и, конечно, не могли пропустить случая его видеть. Добрейший хозяин, по обыкновению, очень радушно нас встретил и перезнакомил со своим дорогим гостем. Публики, как мне помнится, было очень много, и когда солидные посетители уселись за карточными столами, молодежь окружила Лермонтова. Он, казалось, был в самом веселом расположении духа и очаровал нас своею любезностью. […]
Михаил Юрьевич роздал нам по клочку бумаги и предложил написать по порядку все буквы и обозначить их цифрами; потом из этих цифр по соответствующим буквам составить какой-либо вопрос; приняв от нас эти вопросы, он уходил в особую комнату и, спустя некоторое время, выносил каждому ответ; и все ответы до того были удачны, что приводили нас в изумление. Любопытство наше и желание разгадать его секрет было сильно возбуждено и, должно быть, по этому поводу он изложил нам целую теорию в довольно длинной речи, из которой, к сожалению, в моей памяти остались только вступительные слова, а именно, что между буквами и цифрами есть какая-то таинственная связь; потом упоминал что-то о высшей математике. Вообще же речь его имела характер мистический; говорил он очень увлекательно, серьезно; но подмечено было, что серьезность его речи как-то плохо гармонировала с коварною улыбкой, сверкавшей на его губах и в глазах».
Лермонтов не только верил в мистику чисел, но и был фаталистом, то есть признавал определяющую роль Провидения в жизни человека. Косвенные подтверждения тому – повесть «Фаталист» в «Герое нашего времени» и поведение самого Лермонтова во время сражений да и просто на местности (за пределами крепости), простреливаемой со всех сторон. Он как будто специально подставлял себя под пули, уверенный, что не погибнет до тех пор, пока не наступит суждённый ему Свыше срок. 
Историки заметили, что все юбилейные годы, связанные с именем Лермонтова, ознаменовались трагическими и переломными моментами в истории России.
1864 год (пятидесятилетие со дня рождения) – окончание многолетней Кавказской войны.
1891 год (пятидесятилетие со дня гибели) – начало глубокой экономической реформы в России, голод, вспышка холеры.
1914 год  (столетие со дня рождения) – начало Первой Мировой войны.
1941 год (столетие со дня гибели) – начало Великой Отечественной войны.
1964 год (150 лет со дня рождения) – политический переворот, отстранение от власти Хрущёва, начало перемен в жизни России.
1991 год (150 лет со дня гибели)  – путч  в Москве, Советский Союз распался.
Через 200 лет со дня рождения, в 2014 году произошел захват власти на Украине националистами, стремительно развивается конфронтация Запада по отношению к России.
                    Конечно, хочется надеяться, что здравый смысл все же возобладает и все закончится мирным путем.

  Якименко И.
 
* * *

 

 РОМАНС К И...
       
 Когда я унесу в чужбину
Под небо южной стороны
Мою жестокую кручину,
Мои обманчивые сны,
И люди с злобой ядовитой
Осудят жизнь мою порой,
Ты будешь ли моей защитой
Перед бесчувственной толпой?

0, будь!.. о, вспомни, нашу младость,
Злословья жертву пощади,
Клянися в том! чтоб вовсе радость
Не умерла в моей груди,
Чтоб я сказал в земле изгнанья:
Есть сердце, лучших дней залог,
Где почтены мои страданья,
Где мир их очернить не мог.

Михаил Лермонтов

 
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
 
Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.
 
Будь, о будь моими небесами,
  Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.
 
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
  Но с тобой, мой луч путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
  Не могли восторгов разделить.
Михаил Лермонтов

 


 
При подготовке статьи "Магия чисел в судьбе Лермонтова"
использованы материалы книги Кей Лагерквист «Нумерология.
Полное руководство» и Большой Российской энциклопедии, том 17)

 

 

 

 

 

< вернуться к списку